Гостиницы обязаны ставить иностранных постояльцев на миграционный учет, а россиян на регистрационный в течение рабочего дня, следующего за днем прибытия. По прогнозам, нынешним летом в республику приедут пять миллионов отдыхающих. ФМС должна быть уведомлена о каждом из них. До июня сотрудники гостиниц приносили документы в службу лично или отправляли почтой, но сталкивались с организационными неудобствами, - потому-то и нужна электронная регистрация, которая облегчит жизнь отельерам.
- У нас сегодня отдыхают 500 человек, - рассказал директор детского оздоровительного лагеря "Бригантина" Василий Стадольский, - сотрудник ФМС не был готов принять все документы в бумажном виде и предложил воспользоваться услугами почты. Там не обрадовались объему корреспонденции. К тому же почта в Песчаном работает через день. Как тут уложиться в срок?
Теперь сделано все для того, чтобы процедура проходила без заминок, считает заместитель руководителя УФМС России по РК и Севастополю Сергей Крылов. Главное - не нарваться на мошенников. По словам председателя комитета Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, такое возможно.
- В комитет поступают вопросы из гостиниц: что за предприятия рассылают договоры и счета? - отметил Черняк. - Просим быть внимательными, найдутся желающие воспользоваться ситуацией. ФМС надо регулярно информировать людей о зарегистрированных предприятиях-посредниках, чтобы обезопасить отельеров.
Сейчас посреднические услуги могут оказывать две компании. Еще две подали документы и вскоре присоединятся к первопроходцам.
- В ФМС поступили четыре заявки на заключение соглашения с представителями компаний, которые будут ставить на миграционный и регистрационный учет в электронном виде, - сообщил Крылов. - К работе полностью готовы два предприятия: "Крым-экспо" (Пенза) и "УФМС-Скала" (Новосибирск). Еще два - "Ижинформпроект" и "СКБ Контур" - регистрируются. Но количество предприятий, которые могут работать в сфере, не ограничено.
Гостиницы и санатории, желающие регистрировать постояльцев в электронном виде, должны заключить с УФМС соглашение. После этого они могут выбрать коммерческое предприятие, зарегистрироваться на его портале, заполнить доверенность и передать полномочия уведомлять ФМС о постояльцах фирме-посреднику.
Цены в разных компаниях колеблются. Гендиректор одной из них Дмитрий Савченко рассказал, что объект размещения вносит разовый платеж в 1,5 тысячи рублей за технические услуги и еще 325 рублей за каждый месяц (но не менее чем за три месяца). Регистрация одного гражданина России стоит 23 рубля, постановка на миграционный учет иностранца 32,5 рубля. В ближайшее время будет разработан пакет тарифов для баз размещения разного масштаба, чтобы даже крупные санатории смогли уложиться в 15-17 тысяч рублей за лето.
При этом в ФМС по-прежнему бесплатно принимают уведомления на бумаге. Но один из представителей курортно-туристического комплекса Большой Алушты считает, что гостиницы будут вынуждены пользоваться услугами посредников. Это связано с тем, что протяженность побережья немалая, а отделения ФМС есть не в каждом населенном пункте. Кроме того, пока не оборудованы отдельные окна для этих целей. При этом посылать пачки документов почтой решаются не все.
По словам Крылова, руководители территориальных подразделений в ближайшее время должны открыть отдельные окна для работы с объектами размещений. ФМС также заключила договоры о постановке на регистрационный и миграционный учет с многофункциональными центрами Симферополя. Напрямую передать данные в электронном виде в миграционную службу нереально, так как у УФМС технических возможностей для этого нет.
Предприниматели просят, пока все не налажено, не начислять им штрафы за несвоевременное уведомление о постояльцах. Они, кстати, немалые - 400-500 тысяч рублей. Глава профильного комитета Госсовета говорит, что руководство Крыма знает о проблеме и пытается ее решить. При этом Черняк считает необходимым создать к следующему сезону крымское госпредприятие, которое сможет предоставлять электронные услуги по низким ценам. Этим же летом отельерам придется обращаться в ФМС по старинке или платить деньги коммерческим фирмам.
Сергей Стрельбицкий, министр курортов и туризма РК:
- Мы в ближайшие дни ждем из регионов информацию о том, сколько средств размещения намерены перейти на электронную систему, сколько - приносить документы в бумажном виде в единое окно. В зависимости от количества последних ФМС будет открывать единые окна, чтобы не было очередей. Главное, что у людей теперь есть альтернатива.