20.06.2015 15:39
Культура

В основном конкурсе ММКФ пройдет анимационно-игровой фильм "Арвентур"

Текст:  Светлана Мазурова
Этот фильм петербургского режиссера Ирины Евтеевой, как и все прежние ее работы, создан в смешанной технологии - анимационно-игровой. Она свои картины называет фантазиями: "Лошадь, скрипка… и немножко нервно", "Эликсир", "Клоун" (Гран-при "Серебряный лев Св. Марка" Венецианского кинофестиваля), "Петербург", "Вечные вариации", "Маленькие трагедии".
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Арвентур"

Ирина Евтеева раскрыла "РГ" некоторые секреты своих удивительных съемок.

"Здесь все и происходило, - показывает Ирина Всеволодовна свою мастерскую. - Вот искусственные цветы, которые мы использовали в фильме (для зрителей они живые), вот корона императора, сделанная мастерами "Ленфильма", а это - его трон, можете посидеть на нем".""

Киносмотр ММКФ сократился до шести дней

Вы так и не открыли студию?

Ирина Евтеева: Увы, нет - я же не продюсер. Мне раньше и не нужна была своя студия, достаточно мастерской. С 1989 года я снимаю кино на "Ленфильме". Я уже "вросла" в эти стены. Производством "Арвентура" занималась студия Proline Film Андрея Сигле. Но услугами "Ленфильма" мы пользовались: снимали в павильонах, делали здесь звуковую фонограмму и перезапись.

Ваше кино - дорогое?

Ирина Евтеева: Мое кино малобюджетное, авторское. Я придумываю его, пишу сценарий, я и режиссер, и художник- постановщик, и аниматор.

Вы впервые представляете полнометражный фильм. Сколько времени ушло на его создание? Помнится, вы говорили, что десять минут анимационного фильма стоят коллективу художников года работы.

Ирина Евтеева: Процесс занял три года. Это дилогия. В основе первой части, "Фанданго", - фантасмагорический рассказ Александра Грина. Она строится на противопоставлении реальности, холода, голода в Петрограде 1921 года - и живописи, иного, ирреального мира, в который попадает герой.

Вторая часть, "Тайна морского пейзажа", - основана на даосской притче о китайском художнике и императоре. Император обвинил художника в том, что его империя не так прекрасна, как на его картинах. Он владеет картинами, но не повелевает творчеством художника…

Арвентур - вымышленная страна, духовный мир, который каждый человек несет в своей душе, вот в эту страну и попадают герои обеих историй.

Ваши рисунки основаны на съемках реальных пейзажей и реальных актеров. Как это происходило?

Ирина Евтеева: На съемки таких заготовок у нас было всего девять дней - этот этап самый дорогой и ответственный. Три дня снимали в павильоне "Тайну морского пейзажа". Один день был выездной - в Сестрорецк на озеро Разлив, где мы сняли "Китай". Затем сняли "Фанданго". В моей технологии это первый этап, а потом идет основная, анимационная съемка самой картины, где я прорисовываю каждый кадр путем смешивания на стекле разных проекций, световых и цветовых лессировок. Каждая часть прорисовалась больше года. Продолжительность фильма - 1час 20 минут.

ММКФ: Кто придумал и кто приезжал на советский кинофестиваль

Вы всегда принципиально работали без компьютера, вручную, а тут изменили себе. Требования времени?

Ирина Евтеева: Нет, все по-прежнему вручную. На компьютере просто фиксируются картинки-кадры-фазы. Так удобнее снимать, работа идет быстрее. Я рисую картинку, мы снимаем ее и сразу видим фиксированное изображение. Когда работали на пленке, надо было очень тщательно смотреть в визир камеры, чтобы не пропустить оплошность.

Теперь же сразу виден каждый штрих: как свет падает, где что блестит. Если 10-минутный фильм "Тезей" и 15-минутный "Фауст" я делала 2 года, то сейчас за это время снимаю 90-минутный фильм. КПД выше, возможностей больше.

Мне интересно экспериментировать с движением. Компьютер позволяет пробовать и находить наиболее интересные решения. Проще стало работать с видеотекой. Камера всегда со мной. И нужное мне для фильма состояние природы я могу снять, не привлекая большой коллектив людей. Так, мои путешествия в Египет и Тунис позволили вписать героев "Фанданго" в экзотические пейзажи. Идеальное качество мне не требуется - ведь я работаю с проекциями как художник. Краска становится главным действующим лицом каждой истории.

Очень красивое кино вы создаете: яркие, красочные, волшебные истории. Почему никто больше не снимает в такой технике?

Ирина Евтеева: Наверное, так не видят. Ведь это фильм-фантазия. Однажды меня спросили - в надежде на красивый ответ: "Эта техника вам приснилась?" Но техника не может присниться. Снится изображение, которое получается в результате, а уж как это сделать?

Собственно, придумывание фильмов совпало с придумыванием техники. В фильме есть море, озеро, виды Петербурга.

Это реальные пейзажи?

Ирина Евтеева: И реальные, и рисованные. Моя техника в том и заключается: я работаю между натурным кадром и живописным. Реальное изображение обрабатывается, редактируется. Цапли, фазаны, павлины, бабочки, лилии - нарисованы, от меня там добавлено отношение. Работаю на стекле, получая нужное изображение, смешиваю проекции, вмешиваюсь в изображение цветом, светом и объемом мазка.

Моя техника позволяет пользоваться недорогими материалами. Вы видите золото, роскошные ткани - а это на самом деле иллюзия.

Объявлена полная программа Московского кинофестиваля

И карета с лошадьми?

Ирина Евтеева: Конечно! Где я возьму настоящую? А вот двор Петербурга и большой сугроб - настоящие. Нам повезло: на студии документальных фильмов долго не чистили свой двор. Был март, зима заканчивалась, сугробы уже грязные, черные, таяли. Мы расстроенные идем по Крюкову каналу. Зачем-то меня повело в подворотню. И я там увидела, как рабочие чистят крышу. Сугроб до третьего этажа! В нем они сделали коридор, на тачках вывозили снег и бросали в канал. Так у нас получилась декорация.

А роскошные дворцовые интерьеры откуда?

Ирина Евтеева: С кожевенной фабрики на Васильевском острове. Есть там, среди фабричных корпусов, особняк Брусницыных - памятник архитектуры, он в заброшенном состоянии, но кое-где сохранились остатки былой роскоши. Например, потрясающая комната в восточном стиле. Там мы сняли сразу пять объектов. Здесь сказалось мастерство художников-декораторов и реквизиторов.

У вас постоянная команда?

Ирина Евтеева: Люди золотые! Когда коллектив работает слаженно, понимает друг друга с полуслова - это счастье. Мне повезло: я давно работаю с ленфильмовскими мастерами, суперпрофессионалами. Это художник-постановщик Наталия Кочергина, художник по костюмам Лидия Крюкова. С первой картины со мной удивительный монтажер Тамара Денисова. Она более 60 лет в кино, в 15-летнем возрасте пришла на "Ленфильм", работала с Валерием Огородниковым, Александром Рогожкиным, Кирой Муратовой и многими другими… В нашей команде замечательный звукорежиссер Владимир Персов. Безусловно, я счастлива, что продолжается наш союз с композитором Андреем Сигле, который стал и продюсером этой ленты.

Я осталась без оператора Генриха Маранджяна, классика ленинградской операторской школы, моего учителя, ушедшего из жизни в 2011 году, с ним мы проработали 22 года. Продолжаю работать с прекрасным оператором Валерием Мюльгаутом. Вместе с Генрихом Маранджяном они снимали "Фауста", "Тезея", "Маленькие трагедии": Валерий снимал заготовки, а Генрих был со мной во время сочинения анимации, то есть целого фильма.

В анимационном процессе со мной работает Хана Кудряшова, выпускница нашей кафедры кино и фотоискусств Института культуры, где я преподаю теорию драматургии и анализ фильма. Работать вдвоем три года в одной комнате - сложно. Это как на космическом корабле. Иногда буксовали, но, в принципе, справились. Я ей очень благодарна.

Какие российские фильмы смотреть на 37-м ММКФ

И актеры, которых вы любите, верны вам: снимаются из картины в картину.

Ирина Евтеева: В первой части, "Фанданго", главную роль сыграл Владимир Кошевой. В роли Бам-Грана - хореограф, известный танцовщик Владимир Аджамов. Он же ставил артистам движения. Цыган в "Фанданго" изображали его сестра и племянница, так что целый "табор" Аджамовых у нас. Мария Аджамова, к слову, танцует в Мариинском театре.

Потрясающе справился с ролью старого художника Вань Фу Сергей Дрейден. В моем фильме "Петербург" он читал стихи Андрея Белого, в "Маленьких трагедиях" сыграл Скупого рыцаря, Сальери, Командора, и всё спрашивал меня с усмешкой: "А теперь кого я буду играть?". Действительно, трудно было представить его в роли китайца, но с помощью замечательного художника по гриму Елены Васильевой возможно все.

Впервые у меня снимался Леонид Мозговой (художник Брок). И очень помогли студенты. Масса народа - это они. Допустим, снималось шесть человек, а у вас будет ощущение - большая толпа. На самом деле я "комбинировала" их на стекле. Фокусов и иллюзий там много…

Прямая речь

Андрей Сигле, продюсер, кинокомпозитор, гендиректор кинокомпании Proline Film

- Наш с Ириной творческий союз зародился в начале двухтысячных, когда я писал музыку к ее "Клоуну" с Вячеславом Полуниным в главной роли. После триумфа фильма на Венецианском кинофестивале мы стали постоянно работать вместе. Когда Ирина Евтеева задумала уникальный проект по мотивам произведений Александра Грина, я решил стать не только композитором, но и продюсером "Арвентура". Евтеева для меня в первую очередь - тонкий, чувствующий автор. В ее фильмах всегда уникальным образом сочетаются разные виды искусства: живопись, музыка, литература. Я считаю Ирину Евтееву звездой российского и мирового кино. Об этом говорят и огромное количество международных наград, и постоянная поддержка ее проектов Министерством культуры.


ММКФ, конкурс. "Арвентур", реж. Ирина Евтеева, Россия:

Наше кино