- Мы много говорим о наращивании мощи России в Арктике. Вооруженные силы тут тоже не в стороне, - сказал генерал. - У нас сегодня на островах в Северном Ледовитом океане развернуты новые средства вооружения, такие как ЗРПК "Панцирь", разворачиваются новые радиолокационные станции, скоро придет истребительная авиация.
Макаров уточнил, что все это делается для того, чтобы Российская Федерация могла отстоять свои интересы "по периметру нашего государства, но и также интересы в Арктике".
Что касается строительства там РЛС, то они необходимы для своевременной засечки воздушных и морских целей, которые направляются к границам РФ. В частности, летящих в сторону России ракет. На первом этапе данную функцию могут взять на себя загоризонтные станции поверхностной волны "Подсолнух". По словам Сергея Боева - гендиректора концерна - разработчика аппаратуры, в ближайшее время будет принято решение о том, как лучше использовать станции для охраны арктического побережья. "То ли это будет отдельная опытно-конструкторская работа, или в составе существующих работ. Это направление очень важно. Там у нас большие перспективы", - сказал Боев.
На предприятии знают об особых требованиях Минобороны к эксплуатируемым в Заполярье РЛС. Поэтому конструкторы уверены: туда надо прийти не только с отработанными, но и с новыми технологиями, которые позволили бы усилить возможности по точностным и качественным характеристикам загоризонтых станций. РЛС ближнего действия "Подсолнух" позволяет выполнить такие требования. Она предназначена для обнаружения надводных и воздушных целей на расстоянии до 450 километров. А еще эта станция применяется для всепогодного непрерывного и круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России.
Главной особенностью данной РЛС является ее загоризонтный обзор. Проще говоря, с помощью этой станции можно засекать объекты противника на разных высотах, как в пределах прямой видимости, так и за линией горизонта. А еще "Подсолнух" позволяет в автоматическом режиме одновременно или последовательно обнаруживать, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных объектов, определять их координаты и выдавать по ним целеуказания на корабельные комплексы ПВО и наземные средства противовоздушной обороны.
Про авиацию для прикрытия Арктики тоже кое-что известно. Речь, в частности, идет о модернизированных высотных перехватчиках МиГ-31БМ. На базовой модели перехватчика обновляют авионику и ставят новые радиолокационные станции. Кроме того, модернизация коснулась системы управления вооружением. Это позволит летчикам использовать новые бомбы, ракеты класса "воздух-воздух", а также противорадиолокационные средства. Еще на МиГах применят цифровые каналы передачи данных. Все это оборудование существенно упростит алгоритм выдачи команды на применение оружия и позволит пилотам обмениваться информацией как с наземными и воздушными объектами, так и с космическими.
Для защиты национальных интересов России в Арктике Минобороны разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру. Это, в частности, относится к брошенным десятилетия назад армейским аэродромам на Новосибирских островах и Земле Франца-Иосифа. Они будут восстановлены. Аналогичные работы запланированы в Тикси, Нарьян-Маре, Алыкеле, Андерме, Анадыре, Рогачево и Нагурской. А вдоль Северного морского пути будут построены военные городки.
Напомним, что ранее главком ВВС Виктор Бондарев заявлял, что в 2015 году "в обязательном порядке" начинается реконструкция аэродрома Тикси. Он уточнил, что 2017-м там будет базироваться соединение самолетов фронтовой авиации и перехватчики МиГ-31. "Тридцать первые" также разместят в Анадыре.
На этой неделе начальник Генштаба Валерий Герасимов сообщил, что стратегическое командование в Арктике будет иметь в своем составе армию ВВС и ПВО - ее в Заполярье сформируют в 2015 году.
Досье "РГ"
Контракт на модернизацию самолетов МиГ-31 был подписан пять лет назад. Он предусматривает поставку ВВС России нескольких десятков модернизированных высотных перехватчиков. В прошлом году военная авиация получила 18 таких машин.