В конце весны в ИМЭМО РАН был представлен доклад "Мировой рынок нефти: новая структура и новые риски", в котором ученый констатирует: глубокое снижение цены нефти во второй половине 2014 - начале 2015 года зафиксировало переход мирового рынка нефти в новое состояние.
Потенциальный прирост предложения существенно превышает ожидаемый прирост спроса, который с середины прошлого десятилетия обеспечивается исключительно развивающимися странами. Развитые же страны прошли исторический пик спроса на нефть в 2005-2006 гг. Сценарные прогнозы позволяют утверждать, что к середине 2030-х годов высока вероятность того, что и мировой спрос достигнет своего пика.
Поколение пешеходов
В развитых странах продолжается процесс смены поколений. И нынешнее по своим потребительским приоритетам радикально отличается от предшественников, утверждает Станислав Жуков, ссылаясь на исследования маркетологов. Культура, связанная с автомобилем, играет для них существенно меньшую роль. Городское пространство в крупных городах организуется в виде сот: дом, офис, магазины и рестораны, развлечения, круг общения - все в шаговой доступности.
Новое поколение в американской социологической литературе называют поколением пешеходов. И хотя автомобиль остается важной частью их жизни, спрос на транспортную мобильность уже заметно ниже. Они активнее используют общественный транспорт, велосипед, их предпочтения во многом определяет идеология экологизма.
В ближайшие 5-10 лет на смену нынешнему поколению в большинстве западных стран придет новая генерация Z, потребительские предпочтения которой, скорее всего, продолжат и разовьют обозначенный тренд.
Надежда на Китай
Большинство прогнозов основано на том, что рост спроса на нефть продолжится в Китае. Однако по мере того, как углубляются наши знания о специфике экономического роста этой страны и потребительского поведения ее населения, становится очевидным: риск замедления спроса на нефть в КНР тоже достаточно высок, считает ученый.
В потреблении нефти важную роль там играют промышленность и сельские домохозяйства, активно использующие мазут, керосин и сжиженные углеводородные газы. Во многом похожа ситуация и в Индии. Если КНР начнет серьезно перестраивать свою экономическую модель, спрос на дизельное топливо может начать снижаться. В марте этого года такой прогноз сделал президент китайской нефтяной и химической корпорации Sinopec.
Кроме того, важно учитывать специфику автомобилизации Китая. Прогнозы, как правило, исходят из того, что, обладая огромной территорией и построив развитую дорожную сеть, страна воспроизведет американскую модель автомобилизации с преобладанием четырехколесного транспорта и высокой транспортной мобильностью населения. Но потребитель в КНР часто предпочитает двух- или трехколесный транспорт и передвигается значительно меньше, чем средний американец. В Индии эти транспортные средства также будут преобладать над четырехколесными - просто в силу бедности основной части населения, полагает Станислав Жуков.
Предложение на рынке будет определяться следующими факторами. Бум трудноизвлекаемой (прежде всего сланцевой) нефти в США продлится как минимум до 2020 года. Даже при цене ниже 60 долл. за баррель ее добыча продолжится.
Ирак в 2014 году фактически сравнялся по добыче с историческим пиком второй половины 1970-х годов. В случае снятий санкций с Ирана и открытия его нефтяного сектора для западных компаний эта страна также способна достаточно быстро нарастить нефтедобычу. И Ирак, и Иран располагают огромными доказанными запасами конвенциональной нефти на суше и остро нуждаются в ресурсах для финансирования восстановления экономики и стимулирования экономического роста. Таким образом, дисбаланс в пользу предложения (если не произойдет геополитических катаклизмов на Ближнем Востоке) может поддерживаться в течение длительного времени.
Наступают субституты
В период 2015 - 2025 годов возрастающее влияние на развитие рынка нефти будут оказывать природный газ и электроэнергетика. Они уже начали замещать нефтяные моторные топлива в ключевом сегменте спроса - дорожном транспорте. В морском транспорте произошел фундаментальный прорыв - здесь под воздействием ужесточающегося экологического законодательства началось использование природного газа.
Есть, по крайней мере, три крупные площадки - Норвегия, Нидерланды и штат Калифорния (США), на которых достаточно существенно проникновение электромобилей. Там происходит отработка экономических механизмов продвижения этого товара, отмечает Станислав Жуков.
Важно, что в развитии и продвижении новых технологий активно участвуют Китай и Индия. В КНР производится широкая линейка собственных электромобилей. Ощутимых изменений в структуре автомобильного парка в ближайшие 20 лет, скорее всего, не произойдет. Но если зарядка электродвигателя будет осуществляться непосредственно в гараже, не потребуется огромных инвестиций в создание системы электрозаправок, что будет способствовать более быстрому распространению электромобиля.
Ценовые факторы
Главными факторами поддержки цены нефти снизу выступают: во-первых, уровень безубыточности добычи трудноизвлекаемой нефти в США (около 60-70 долл. за баррель). При снижении цены ниже 60 долл. происходит замедление роста добычи и ее снижение. Во-вторых, для поддержания устойчивого экономического роста в Саудовской Аравии в долговременном периоде необходима цена нефти не ниже 80-90 долл. за баррель. Важным фактором поддержки цены нефти является ее включенность (через деривативы) в экономику активов. Сверху цена ограничена конкуренцией со стороны товаров-субститутов и необходимостью поддержания мирового экономического роста.
Конкуренция нефтеэкспортеров за ограниченное число растущих рынков усиливается. При этом страны-импортеры поощряют эту конкуренцию. Они стремятся добиться более выгодных условий поставок, навязывая экспортерам собственные правила игры, включая требования льготного доступа своих компаний к запасам углеводородов на территории других стран и введение расчетов за нефть в национальных валютах. Китай готовится усилить влияние на механизм ценообразования на сырую нефть через запуск собственных нефтяных деривативов.