До 1917 года Россия являлась "страной малых городов", а Европа и сегодня остается территорией малых городов, малых поселений, потому что люди комфортнее чувствуют себя именно в них. Пятьдесят процентов жилья, построенного в стране в прошлом году, - малоэтажное. И этот выбор людей - прямое указание на то, где они хотят жить.
Есть ли у нас положительный опыт, на который можно опираться? Есть. Фантастический город Суздаль Владимирской области. Мои друзья 20 лет назад покупали там дом за 500 долларов, а сегодня имеют капитализацию в тысячи раз больше. Никакие нефтяные прииски таких примеров не демонстрируют.
У российского малого города особая природа - это, прежде всего, ландшафтный комплекс. В этом его отличие от европейского. На Западе деревня больше напоминает город, чем его напоминает Москва или другие наши большие и средние города. И это замечательно. Природу наших городов надо ценить, уважать и пытаться восстанавливать.
Но мы до сих пор живем с модернистской моделью 1950-1960-х годов в сознании. Практически все документы ориентированы на эту систему взглядов и ценностей, на многоэтажную застройку. Теснейшим образом это связано с отношением к памятникам. Если они рассматриваются как туристические объекты, особого рода продукты, изолированные от остальной жизни, это предполагает реализацию определенной модели, характерной для Советского Союза, когда туристы жили своей жизнью, а все остальные люди - другой.
Но эта модель уже перестает работать эффективно. Сегодня самые успешные города - те, что живут для себя. Только образ жизни становится тем продуктом, который привлекает, интересует наибольшее число людей. Таковы, например, Венеция, Париж. В Венеции запрещено возить чемоданы и мешать людям спать. Это значит, что главное для них - спокойствие жителей, а не интересы туризма. Это другое отношение, другой подход.
Что же делать? Нам не так давно говорили, что страна должна построить 10-12 крупнейших агломераций. Но время выбора - большое нужно или малое, старое или новое - прошло. Мы сегодня должны создавать некий баланс интересов. И то, и другое нам необходимо. И для восстановления этого баланса особое внимание должно быть обращено на малые города, причем не на строительство чего-то нового, а на восстановление той ткани, которую мы обязаны лечить и беречь. Только тогда мы сможем вылечить и беды Москвы, потому что проблемы большого города решаются… за его пределами, в пространстве малого города.
Мы имели фантастическую страну, удобную, комфортную. С городами, построенными в соответствии с культурной традицией, с нормами, которые были естественны и гармоничны. Возращение к этому, наверное, можно рассматривать едва ли не как основную нашу цель - цель тех, кто занимается архитектурой и реставрацией. Иными словами, наследие указывает нам сегодня путь в будущее.