Трасса "Скандинавия" не без основания считается одной из самых опасных в СЗФО. На дороге всего две полосы, которые разделяет только разметка. Поэтому каждый обгон - это лотерея. Шанс выиграть минимален, поскольку дорога петляет. В свое время она проектировалась как военная. Сейчас ежедневно по "Скандинавии" проезжает свыше 30 тысяч машин. По трассе едут все: местные автолюбители, владельцы дач под Выборгом, туристы, желающие попасть в Финляндию, экскурсионные автобусы и частные "газели", грузовой транспорт.
О том, что дорогу надо бы расширить, говорилось еще три года назад, даже составлялся проект. Однако работы на трассе начались лишь зимой 2015-го. Предполагается, что через четыре года участок от Сестрорецка до Выборга станет шестиполосным. Автомобильные потоки будут разделены. Также на железнодорожных переездах и перекрестках с другими трассами появятся разноуровневые развязки. Участок от Выборга до Брусничного сделают четырехполосным, так как значительная доля автолюбителей сворачивает на другой погранпункт - в Светогорске.
Сейчас работы ведутся на участке от Сестрорецка до Огоньков. Цена вопроса - 14 миллиардов рублей. Общая же стоимость расширения дороги пока не определена, поскольку работы будут вестись поэтапно, и на каждый участок потребуется свой проект.
Как утверждают в "Севзапуправтодоре" - организации, которая ведет реконструкцию, о проблемном участке от Сестрорецка до Западного скоростного диаметра было известно еще в 2012 году. И хотя автолюбители давно считают его логичным продолжением "Скандинавии", этот кусочек дороги к трассе официально не относится. Ему и название-то дали только в августе 2014 года, окрестили Скандинавским шоссе. Однако, есть у дороги имя или нет, пробки все равно возникают и сейчас. Соответственно, расширение "Скандинавии" без реконструкции въездного шоссе автоматически создало бы эффект "бутылочного горлышка".
Возникал еще один нюанс. "Скандинавию" расширяют за счет федеральных средств. А шоссе находится на балансе города. Денег на то, чтобы спешно начать проектирование, в бюджете Петербурга, естественно, не заложено, не говоря уже о том, чтобы осуществить масштабную стройку. В итоге Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти вынес компромиссное решение: узкий участок передается в федеральную собственность, и дорога расширяется в рамках проекта по реконструкции "Скандинавии". По самым оптимистичным подсчетам трасса будет полностью расширена к 2019 году, хотя в самом "Севзапуправтодоре" стараются о сроках не говорить.
Источник сложившейся ситуации нужно искать в недоработанных нормативах градостроительного проектирования, говорят эксперты. Правила, как должны соединяться федеральные трассы с городскими дорогами, нигде не прописаны. А потому никакого нарушения в том, что трасса в один момент с шести полос сужалась до двух, не было. Чиновники обещают в скором времени доработать документ. А пока новые улицы могут строиться и расширяться без учета интересов петербуржцев.
Александр Карпов, глава центра экспертиз "Эком":
- Правила примыкания одних дорог к другим - это лишь малая часть нормативов градостроительного проектирования. И то, что они до сих пор не приняты, является большой проблемой для Петербурга. В первую очередь эти правила способны защитить людей от чрезмерно экономных застройщиков. У нас ведь этих "бутылочных горлышек" не счесть, особенно в новых кварталах на юго-западе города. Почему нормативы до сих пор не прописаны, хотя они так нужны? Вопрос, на самом деле, в согласовании понятий и терминов. Составители из числа инженеров ориентируются на СНиПы советского образца, а юристы берут за основу Градостроительный кодекс, где совсем другие понятия.