02.07.2015 04:08
Экономика

Сахалинцы остались без "Северного сияния"

Планы реконструкции главного сахалинского аэропорта отложили на неопределенный срок
Текст:  Артем Новиков
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6713)
Планы масштабной модернизации Южно-Сахалинского аэропорта Хомутово оказались под угрозой. Намеченного на этот год ремонта взлетно-посадочной полосы придется ждать как минимум до 2016-го. А об изначальном проекте нового терминала стоимостью в семь миллиардов рублей не вспоминают вовсе.
Читать на сайте RG.RU

Концепт сооружения с причудливо изгибающимися линиями фасада был представлен в октябре 2014 года. Продемонстрированные южнокорейскими специалистами эскизы "Северного сияния" (переливы этого свечения и вдохновили на создание необычной формы) понравились островитянам. Да и размер предварительной сметы проекта не стал шоком для уже привыкших к амбициозным стройкам сахалинцев.

На Камчатке построят "рыбный" аэровокзал

Предполагалось, что около 3,3 миллиарда рублей инвестиций придутся на долю иностранного капитала, чуть меньше возьмут на себя частные российские инвесторы, и лишь пятую часть всех затрат - региональная казна. Строить должны были в три очереди, первую планировали окончить к 2018 году, а последнюю - в 2034-м.

Но весной 2015-го новый глава региона отдал распоряжение пересмотреть проект в сторону уменьшения его стоимости.

- Я сторонник типовых решений. Неправильно рассуждать в ключе "чем дороже, тем лучше", - заявил врио губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко, добавив, что "нормальные компании выйдут на конкурс и за два миллиарда".

Разработка проектно-сметной документации воздушной гавани идет полным ходом. Тендер выиграла московская компания. Ей удалось снизить первоначальную цену в 417 миллионов рублей до 399 миллионов. Исполнительный директор предприятия Алексей Галкин рассказал корреспонденту "РГ", что организация уже выполнила значительный объем работ, учла секвестрование бюджета и предложила заказчику несколько вариантов проекта по уменьшенной стоимости.

Если ремонт взлетно-посадочной полосы не будет выполнен до следующего года, то аэровокзал перестанет отвечать международным требованиям класса "А"

- Нам удалось подстроить концепцию корейцев под реалии Дальнего Востока, упростить и удешевить ряд решений. Уже готово несколько вариантов фасада. Сейчас наши предложения рассматривает заказчик, рассчитываем получить ответ на днях, - сказал Галкин.

В своем нынешнем состоянии терминал аэропорта Южно-Сахалинска способен обслужить 200 пассажиров в час. Далеко не новое здание плохо отвечает современным требованиям, но со своими задачами худо-бедно справляется. Другое дело - взлетно-посадочная полоса (ВПП), которой в обязательном порядке требуется ремонт. Но в этом году она его не получит, хотя средства на эти цели в областном бюджете закладывали, а реконструкция должна была начаться летом. Кстати, полосу предполагалось расширить с 45 до 60 метров. Это позволило бы острову принимать все типы воздушных судов, включая такого гиганта, как двухпалубный "Боинг-747".

Россияне стали отказываться от поездок за рубеж

Как сообщил журналистам генеральный директор аэропорта Никита Полонский, если ремонт полосы не будет выполнен до следующего года, то аэровокзал перестанет отвечать международным требованиям класса "А". Стоимость реконструкции оценивается в два миллиарда рублей. В настоящий момент конкурсные работы по этому направлению приостановлены.

Ситуацией заинтересовались депутаты областной думы. Олег Кожемяко ответил им следующим образом:

- Я спросил, кто готов поставить свою подпись под документами на строительство? Ни одного желающего не нашлось. Если бы мы начали сооружение ВПП, то все развивалось бы так - подрядчик выигрывает, привозит технику, мы даем ему аванс, он начинает копать. И… встает. Настоящего проекта нет.

Он уточнил, что проектно-сметная документация плана реконструкции не прошла государственную экспертизу: выяснилось, что японский полимерный асфальтобетон, которым планировали покрыть свыше двух километров полосы, не сертифицирован должным образом.

В сложившейся ситуации можно найти и один положительный момент. Сдвиг сроков ремонта ВПП означает, что этим летом аэропорту не придется переходить на пятидневный режим работы, как предполагалось ранее.

А как у соседей

Так и не развернули в должной мере запланированную реконструкцию еще одного дальневосточного аэропорта - в Магадане. Выяснилось, что и этот проект не получил предварительного заключения госэкспертизы. А те работы, которые подрядчик уже начал, он выполняет весьма некачественно. Как заметил гендиректор аэропорта Сергей Замараев, количество дефектов "увеличивается быстрее, чем идет работа по их устранению". В прошлом году подрядчику пришлось за свой счет заменить две трети плохо уложенных им же плит. Администрация гражданских аэропортов (аэродромов) - заказчик работ - приняла предварительное решение о расторжении договора с подрядчиком.

Авиатранспорт Сахалинская область Дальний Восток