По словам Сергея Цыганкова - руководителя одного из подразделений Всероссийского научно-исследовательского института физико - технических и радиотехнических измерений, где создавалась эта аппаратура, ее испытания пройдут в Белом море. Выглядеть все будет примерно так. Приемо-передающие устройства "Батареи" расположат на флотском полигоне в 30 километрах от берега. Опущенные на глубину до трехсот метров, они будут снимать показания с лодок и отправлять эти данные по оптоволоконному кабелю.
"Мы выбрали именно такой способ передачи информации, так как пока ни в одной из западных стран нет технологий, позволяющих перехватывать информацию с оптоволокна, да еще и под водой. То есть этот канал связи максимально защищен от утечки информации", - уточнил Цыганков.
Уникальность новой измерительной системы состоит еще и в том, что она позволяет услышать субмарины на фоне естественных шумов моря - звуках, издаваемых животными, волнами, трущимися друг о друга камнями и т.д. Современные технологии, применяемые при строительстве лодок, с точки зрения акустики подчас делают подводную технику менее заметной, чем естественные шумы. Тем не менее, к примеру, американцы предпочитают выполнять измерения при полном штиле. А наша "Батарея", по утверждению разработчиков, выдаст нужную информацию о лодке при любом состоянии моря.
Подчеркнем, что речь не идет о технике, предназначенной для звуковой пеленгации чужих субмарин, хотя такую аппаратуру в Военно-морском флоте России тоже активно используют. Главным образом "Батарея" нужна ВМФ для определения уровня шумности собственных лодок. Их акустическое тестирование предусмотрено техническим регламентом. Поскольку подводные крейсеры в процессе эксплуатации подвергаются серьезным физическим нагрузкам, их механизмы, агрегаты и узлы постепенно утрачивают первоначальные характеристики. Этот процесс, в том числе, негативно отражается на шумности лодок, делает их более заметными для противника. Поэтому каждая субмарина ежегодно проходит контроль шумности. На флоте следят, чтобы этот показатель не поднимался выше установленного ВМФ уровня.
Тестирование выполняют специально обученные для этого специалисты, оно носит многоступенчатый характер и проводится по отдельной программе. С лодки поочередно снимают показания при выключении то одного, то другого механизма, в условиях так называемой полной тишины, на других режимах. Все эти данные потом внимательно изучают, и в зависимости от результатов проверки, на корабле выполняют те или иные работы.
Использование во время подобных тестов "Батареи" за счет применения в новой измерительной системе технологических ноу-хау должно значительно снизить погрешность измерений. "С одной стороны, это система измерения подводного шума, с другой - выявления источников этого шума", - подчеркнул Цыганков.
"Появление такого прибора позволит промышленности понять, какой механизм в субмарине издает больше всего шума и провести мероприятия по снижению шумности подлодки в целом", - добавил он.