"Соглашение или драхма в воскресенье" - под таким тревожным заголовком в среду вышла ведущая афинская газета "Катимерини". На этом фоне греки, и без того запуганные жестким информационным прессингом о предстоящем выходе из еврозоны, еще сильнее потянулись в банкоматы, стремясь снять со своих счетов все что можно. Можно, однако, не многое - вот уже вторую неделю в Греции введен контроль за движением капиталов, предусматривающий выдачу на руки не больше 60 евро в день.
Впрочем, не меньше страстей нагнетается и в Евросоюзе, который, по выражению президента Европейского Совета Дональда Туска, подошел к "критическому моменту в своей истории".
Эти слова Туск произнес на заседании Европарламента в Страсбурге, в котором принял участие и "главный виновник" набирающего обороты острого политического кризиса в ЕС - премьер-министр Греции Алексис Ципрас.
Выступление главы греческого правительства, решившего на все сто процентов использовать представившуюся возможность обратиться непосредственно к гражданам ЕС "через голову" евробюрократии, стало одним из самых эмоциональных за все последнее время. Выступая перед европейскими народными избранниками, Ципрас заявил, что в последние годы Греция превратилась в "лабораторию для политики жесткой экономии”.
"Мы не хотим столкновения с Европой, но мы хотим изменить ситуацию и, образ мышления, который топит Грецию и вместе с ней еврозону", - сказал Ципрас, выступая в Европарламенте.
"Европа находится на переломном этапе и то, что мы называем греческим кризисом, на деле является слабостью еврозоны. Надо найти окончательное решение долгового кризиса, который сам себя подпитывает. На самом деле это европейская, а не только греческая проблема и она требует европейского решения", - заявил премьер Греции, призвав не допустить "раскола Европы”.
Весьма показательно, что выступление греческого премьера быстро превратилось во внутриевропейское выяснение отношений с переходом на личности. Если левые и крайне правые европарламентарии, включая лидера французского "Национального фронта" Мари Ле Пен, приветствовали хлесткие заявления Ципраса в адрес забарахлившего общеевропейского проекта бурными аплодисментами, то лидер консервативной и самой большой фракции ЕП "Европейской народной партии" Мартин Вебер обвинил грека в "неприемлемых заявлениях" и "уничтожении доверия в Европе". "Вам аплодируют лишь экстремисты", - резюмировал Вебер.
В отдельный момент слово взял один из таких "экстремистов" - эксцентричный лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж. По словам британского политика, ЕС "начинает умирать", а Ципрас должен набраться храбрости и "вывести греческий народ из еврозоны с высоко поднятой головой".
Открытое столкновение так называемых "евроскептиков" и с есовским политиэстеблишментом в очередной раз подтвердило обострение не только системных экономических, но и политических проблем в ЕС.
Между тем, по данным "РГ", поступивший в среду в Брюссель запрос от Афин на новую программу финансовой поддержки содержит многочисленные компромиссные предложения от заручившегося поддержкой населения в ходе прошедшего референдума Алексиса Ципраса. Тем не менее, в этот раз греки намерены настаивать на включении в повестку вопроса и о реструктуризации 315-миллиардного госдолга страны.
"Греческий госдолг не является жизнеспособным и быстро становится неуправляемым. Собственно говоря, это было понятно еще в 2011 году. Тогда кредиторы пошли на списание 53 процентов остающегося долга. Но с тех пор мы потеряли очень много времени и сейчас эту тему снова необходимо поднять", - рассказывает "РГ" советник вице-премьера Греции, бывший представитель Греции при МВФ Панайотис Румелиотис, ссылаясь на июльский доклад Фонда.
В нем, напомним, речь идет о необходимости "стрижки" 30 процентов задолженности перед "тройкой" международных кредиторов - ЕС, МВФ и ЕЦБ - и 20-летней рассрочки на оставшиеся выплаты.
"К сожалению, наши партнеры не хотят сейчас заниматься этим вопросом. Но без этого финансовые потребности Греции вырастут еще сильнее и не дадут нашей стране вкладывать деньги в минимизацию разрушительных последствий политики жесткой бюджетной экономии. В конечном итоге, это приведет к еще большему углублению рецессии и спровоцирует социальное недовольство", - говорит Румелиотис.