Привычная схема перепродажи продукции перекупщикам сегодня фермерами отвергается напрочь. Каждый торит свою тропинку к торговому прилавку. Тем более что сетевой ретейл в условиях антисанкций как никогда благосклонен к местным производителям. Но, с другой стороны, селяне понимают: в одиночку обеспечить необходимые объемы поставок и их регулярность непросто. Специалисты регионального минсельхоза уверены: настало оптимальное время для воссоздания сельскохозяйственной кооперации.
В 2014 году в Челябинской области насчитывалось 36 сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПК), из них 14 кредитных и 22 снабженческо-сбытовых. Объединяли они более четырех тысяч пайщиков, среди которых лидировала категория личных подсобных хозяйств
(95 процентов). В первом квартале 2015-го, отмечают специалисты, наметилась даже отрицательная динамика - ряд СПК закрылся. Но все же многим удалось выстоять. По словам начальника отдела по развитию малых форм хозяйствования минсельхоза Челябинской области Натальи Семеновой, для определения их точного количества региональное министерство проводит мониторинг.
Дело в том, что реальную картину никто не представляет: налоговые органы, ориентируясь на отчеты, предоставляют "заоблачные" показатели количества созданных в последние годы СПК, хотя реально работающих из них - чуть больше двух десятков. Точно известно лишь число кооперативов по сбору и реализации молока, поскольку только они получают субсидии из областного бюджета. Их поддержка в регионе осуществляется уже четвертый год, за это время СПК перечислено из областной казны 55 миллионов рублей. В 2015 году им направлено 10 миллионов рублей, причем 12 кооперативов получили их еще до начала посевной кампании.
- Мы стараемся перечислять деньги на счета аграриев как можно раньше, чтобы не было проблем с их освоением, - говорит Наталья Семенова. - Раньше случалось, что раскассировка бюджетных средств происходила чуть ли не в конце года, но сейчас это исключено.
С начала следующего года наиболее эффективно работающие СПК смогут стать грантополучателями. В настоящее время на федеральном уровне формируется порядок предоставления субсидий регионам по данному направлению, определяется размер софинансирования со стороны области. Условия получения гранта на развитие материально-технической базы СПК таковы: 40 процентов средств обеспечит госказна, 20 - региональный бюджет и еще 40 необходимо вложить самому кооперативу. Тем не менее эксперты считают нововведение весомым стимулом к созданию сельского бизнеса на паях, поскольку дороговизна оборудования - едва ли не главное препятствие для объединения крестьян.
Например, в Брединском районе области более десятка крепких крестьянских хозяйств, но работают все обособленно. По словам фермера Наурзбека Манабаева, инициировать создание кооператива можно, наверное, только по указке сверху, пока же "каждый хвалится своими ботинками". Объединить мелких производителей в кооператив не получается. В результате почти весь урожай зерновых хозяйства юга области ежегодно сбывают на элеваторы Оренбуржья.
- Собственных площадей не хватает, чтобы сохранить весь урожай до наступления пиковых цен, - говорит фермер. - Поэтому вынуждены в разгар уборочных работ до верха загружать отборным зерном КамАЗы и отправлять на элеватор в поселок Новоорский Оренбургской области. Приходится везти на хранение пшеницу за 130 километров, теряя на этом сотни тысяч рублей.
Отметим, что всего в 50 километрах от хозяйства Наурзбека Манабаева расположен Брединский элеватор. Однако его ценовая политика такова, что местным хозяйствам выгодней отправлять зерно в Оренбуржье: там дают такую цену, которая с лихвой покрывает транспортные расходы.
- Есть еще один выход из сложившейся ситуации - построить собственное вместительное зернохранилище, - предлагает фермер. - По предварительным подсчетам, на реализацию этого проекта потребуется около 3,5 миллиона рублей, если строить из быстровозводимых модульных конструкций. Но в кредитную кабалу в кризисное время попадать не очень хочется.
Рассчитывать на господдержку тоже не приходится: объем погектарных субсидий, по словам Манабаева, в этом году за три тысячи гектаров пашни составил всего 43 тысячи рублей. Оборотных средств тоже недостаточно. Вот и выходит, что в одиночку с такой серьезной задачей не справиться.
Анна Таскаева, исполнительный директор Союза крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Челябинской области:
- На Южном Урале реализуются программы поддержки начинающих фермеров, семейных ферм на базе крестьянских хозяйств. Они весьма эффективны: увеличивается количество скота в хозяйствах, обновляется техника, ликвидируются серые зарплатные схемы. Господдержка кооперативного движения в селе может стать еще более действенным механизмом развития фермерских хозяйств. С ее помощью мы должны объединить фермеров, которые пока предпочитают работать разрозненно.
Кстати
В Челябинской области готовится к открытию торговая сеть фермерских магазинов, куда будет поставляться продукция напрямую от производителей. Благодаря отсутствию лишнего звена - перекупщиков - удастся установить на продукты конкурентоспособные цены. Также рассматривается возможность создания в регионе нового интернет-ресурса - единой системы социального заказа, предполагающей прием заявок потребителей на фермерскую продукцию с последующей доставкой товаров "до дома".