08.07.2015 00:51

Конституционный суд обязал ФАС предупреждать о проверке за 24 часа

Текст:  Мария Захарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №147 (6718)
Конституционный суд внес дополнительные разъяснения для практики антимонопольных проверок
Читать на сайте RG.RU

Благоприятные условия для функционирования экономической системы России предполагают принятие государством специальных мер, направленных на защиту прав и законных интересов бизнеса. При этом государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая, однако, требует четкого определения полномочий контролирующих органов. Исполнение же ими своих обязанностей должно происходить на основе принципов законности, объективности и беспристрастности.

14 мая 2015 года Конституционный суд РФ принял Определение N 1076-О, касающееся внеплановых проверок ФАС России. В определении суд указал, что законодательно установленное право антимонопольного органа на проведение внеплановых проверок и получение информации, а также обязанность проверяемых фирм ее представить по требованию ФАС не означает произвольный характер действий должностных лиц антимонопольного ведомства.

Тем не менее реальность такова, что антимонопольщики проверками и налагаемыми оборотными штрафами могут доставить массу хлопот любому успешному бизнесу в России. Предприниматели нередко обращаются в арбитражные суды. Процессы могут длиться не один день, неделю, месяц, а то и год, что безусловно не в лучшую сторону сказывается на бизнесе и в целом на инвестиционном климате в России.

Тем важнее нынешнее определение Конституционного суда в отношении антимонопольных проверок. Определение принято в связи с обращением компании из Санкт-Петербурга ЗАО "Аргус-Спектр", в которую неожиданно пожаловали проверяющие из ФАС в феврале 2013 года. "Выездной десант" ФАС приехал на завод без предупреждения. Проверяющие ФАС не сообщили, на основании каких данных (заявлений, обращений, материалов и т.п.) назначена выездная внеплановая проверка. При этом должностные лица ФАС даже не пытались скрывать от работников "Аргус-Спектр", что не располагают сведениями о признаках нарушения, которых, возможно, нет. В отсутствии руководства фирмы проверяющие ФАС скопировали около 2000 документов, скачали информацию со служебных компьютеров, в том числе с компьютера генерального директора завода и уехали.

Но этим не закончилось, а наоборот, все только началось. Для фирмы начались бесконечные суды, нервотрепка, расходы на поездки в Москву, расходы на последовавшие штрафы. ФАС утверждала, что признаки нарушений все-таки нашла во время проверки.

Наконец, ровно через год с момента проверки, дело о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено. В октябре 2014 года в рамках возбужденного дела ФАС смогла определиться, в чем виновен "Аргус-Спектр", а в мае 2015 года наложила штраф - 19,5 млн рублей.

По мнению "Аргуса" для проведения той проверки не было оснований, если не сказать больше. По крайней мере, в ходе многочисленных последовавших за проверкой судов, в которых "Аргус" обжаловал проведение проверки, представители ФАС настаивали, да и продолжают настаивать, что имеют право приходить с внеплановыми выездными проверками куда угодно и к кому угодно без каких-либо жалоб на руках и в отсутствие признаков нарушения закона о конкуренции. В судах представители ФАС откровенно так и говорили, что выявляют признаки нарушений уже в ходе проверки. Мол, для этого проверка и нужна.

В "Аргусе" же считают, что оснований не было и проводить проверку было нельзя. Логика у "Аргуса" проста: для любого вмешательства в бизнес должны быть факты нарушения закона. Если же их ищут уже в ходе начавшейся проверки, то это неправильно. Ведь в таком случае презумпция невиновности автоматически отменяется, а изъятие документов в ходе проверки по сути превращается в несанкционированный обыск. Выяснению истины по всем этим вопросам - может, не может, имеет ФАС право, не имеет - и были посвящены заседания многочисленных судов в течение всего времени, которое прошло с момента проверки.

И вот, наконец, дошло дело и до Конституционного суда. В Определении Конституционный суд указал, что во-первых, проведение внеплановых проверок допустимо только в пределах определенного предмета конкретной проверки. Право антимонопольного органа на получение информации не означает произвольный характер действий должностных лиц по истребованию сведений и само требование о представлении сведений должно быть мотивированным.

Кстати, Конституционный суд РФ также в Определении N 1076-О указал и на рассмотренную им ранее в Постановлении N 2-П от 17.02.2015 аналогичную ситуацию относительно осуществления федерального государственного надзора органами прокуратуры. В Постановлении Конституционного суда РФ N 2-П от 17.02.2015, в частности, указано, что проведение проверок контрольно-надзорными предполагает:

- возможность запроса у руководителей и должностных лиц организации документов и материалов, непосредственно обусловленных целями и предметом конкретной проверки;

- требования о представлении руководителями и иными должностными лицами проверяемой организации необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений должны распространяться лишь на те документы и материалы, ознакомление с которыми необходимо для подтверждения или опровержения имеющихся у контрольно-надзорных органов и послуживших основанием для проведения проверки сведений, указывающих на наличие в деятельности данной организации признаков нарушений законов.

Конституционный суд РФ: как минимум за 24 часа ФАС обязана предупреждать проверяемого о готовящейся проверке

Таким образом, получается, что в ходе выездных проверок изымать все документы без разбора проверяющие не имеют права. Также как и не имеют права вообще приходить "как тать в ночи". Конституционный суд указал и на то, что как минимум за 24 часа ФАС обязана предупреждать проверяемого о готовящейся проверке.

Теперь все решения, которые вынесены против "Аргус-Спектр", основанные на нормах, которым в ходе применения арбитражный суд придал не соответствующее Конституции РФ истолкование, т.е. расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру в соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ в установленном законом порядке (Определение Конституционного суда РФ от 04.06.2013 N 874-О, Определение Верховного суда РФ от 21.04.2015 по делу N 307-КГ14-4737).

Определение Конституционного суда РФ N 1076-О трудно переоценить, в первую очередь, в том аспекте, что статья 50 Конституции РФ не допускает использовать в качестве оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства такие доказательства, которые получены антимонопольным органом с нарушением федерального закона. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.