Реализовать эти задачи поможет автономная некоммерческая организация "Российская система качества" (Роскачество), которая уже в этом году проверит некоторые товары на соответствие техрегламентам, ГОСТам и повышенным стандартам качества. Лучшим будет предложено пройти добровольную сертификацию на получение российского Знака качества.
По мнению экспертов, действующие механизмы стимулирования отечественных производителей к выпуску продукции повышенного качества и доведению его до уровня лучших мировых аналогов пока недостаточно эффективны. Это подтверждается низкими объемами экспорта российской несырьевой продукции, высокой долей импорта на внутреннем рынке, а также статистикой регистрации российских товарных знаков за рубежом.
Основной задачей Роскачества является повышение качества российских товаров, создание рыночного инструмента поддержки отечественных производителей и увеличение лояльности покупателей к отечественной продукции. "Проект по созданию Роскачества следует по праву назвать национальным. Фактически в нашей новейшей истории мы впервые начали говорить о качестве как о национальной стратегии. Маркировка российских высококачественных товаров специальным знаком позволит потребителям разобраться в большом ассортименте продуктов и сделать осознанный выбор в пользу отечественных. В итоге, ориентируясь на качественные российские товары, мы поддерживаем наших добросовестных производителей и защищаем себя от покупки низкопробных товаров", - отметил замглавы минпромторга РФ Виктор Евтухов.
Начнет работу Роскачество с проведения веерных исследований товаров, образцы которых будут закупаться в рознице по территории России, обезличиваться, а затем направляться на испытания в независимые аккредитованные лаборатории. До конца года запланировано провести 30 таких исследований по 10 утвержденным стандартам. Среди первых нормативов - стандарты качества для пищевой соли, растительного масла, майонеза, мороженого филе трески, слабосоленого тихоокеанского лосося в ломтиках, а также для детской обуви, трикотажного белья для новорожденных и детей ясельного возраста, для махровых полотенец, подушек, одеял.
Проверки пройдут на соответствие двум основным критериям: качество и уровень локализации в России. "Основная цель веерных исследований - получение и донесение до потребителей реальной объективной информации о качестве товаров в различных продовольственных и непродовольственных категориях, повышения уровня информированности потребителей", - отметили в минпромторге.
"Российский Знак качества был разработан доцентом Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, дизайнером Дмитрием Мордвинцевым, победившим во Всероссийском открытом конкурсе минпромторга в феврале прошлого года, - рассказал руководитель Роскачества Максим Протасов. - Знак представляет собой букву К, расположенную внутри пятиугольника. Пятиугольная форма отсылает к советскому знаку качества, а его актуальный дизайн означает обновленное содержание символа - отметить лучшие потребительские продукты, созданные в условиях рыночной экономики".
Российский Знак качества присваивается на 2 либо 3 года (в зависимости от товарной категории), после чего возможно повторное прохождение процедуры добровольной сертификации в Российской системе качества. В период действия российского Знака качества на предприятии проводятся плановые ежегодные и внеплановые инспекционные проверки. Возможность проведения инспекций оговаривается в лицензионном соглашении на право использования Знака. "Сертификация продукции для получения знака будет полностью бесплатной для производителей, - добавил Максим Протасов. - Планируется, что доля продукции производителей, разместивших на упаковке российский Знак качества, в 2020 году на полках розничных сетей составит 20 процентов".
Создатели Роскачества ожидают, что не менее 75 процентов предприятий в 2020 году повторно обратятся за получением знака по истечении срока его действия. Согласно стратегическим прогнозам в 2020 году узнаваемость российского Знака качества населением составит около 80 процентов, доверять ему будут не менее половины опрошенных респондентов.
По мнению экспертов рынка, сейчас в России много проблем с объективной оценкой качества продукции. "Покупатели становятся заложниками политических историй, и на рынке дисбаланс за счет удаления зарубежных товаров, которые были своего рода маяками, ориентирами для отечественного производителя. Теперь, когда они ушли с рынка или подорожали, для многих предприятий, оставшихся в России, существует огромное искушение ослабить внимание к качеству продукта и повысить цены, воспользовавшись ограниченностью выбора у потребителя, - считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. - Потребитель сейчас дезориентирован. Например, на ровном месте вырос фантастический спрос на так называемый фермерский продукт без понимания того, как он производится, кем контролируется и какие применяются технологии. Люди решили, что это и есть хорошая альтернатива зарубежным продуктам, которые они покупали много лет. Вопрос "что покупать" стоит у людей значительно острее, чем это было год назад".
Именно поэтому на рынке нужна система добровольной сертификации. "Во-первых, она необходима потребителям. Многообразие существующих систем сертификации не вызывают никакого доверия. Государство должно помочь людям найти хороший продукт, естественно, оставляя право выбора за гражданами. Во-вторых, функционирование такой системы - это еще и независимый аудит деятельности надзорных ведомств, отвечающих за безопасность, соблюдение норм и стандартов производства потребительских товаров. Ведь в результате проведения веерных исследований будет также выявляться продукция, которая не соответствует установленным нормам. Конечно, это улучшит работу надзорных органов, - уверен Дмитрий Янин. - Кроме того, Роскачество станет центром выработки стандартов. И чем ближе будут эти стандарты к международным нормам, тем лучше - это оставляет российским компаниям шанс выйти на соседние рынки. В нынешних условиях продвигать российский продукт непросто, но без такой задачи мы не сможем добиться улучшения качества. Самые сильные бренды, самые известные марки - это все крупные международные производители, и мы должны стремиться к подобному уровню производства в России".