Александр Калягин и разнорабочие
Сначала она убиралась в вагонах на Савеловском вокзале, потом строила клуб на станции Катуар, жила в неотапливаемом бараке: приходила, ложилась спать в пальто, а потом, привыкая к холоду, снимала верхнюю одежду. Впрочем, вчерашней студентке Киевского института легпрома было не привыкать: готовясь к экзаменам в "Щуку", Лена жертвовала всем, ночевала в Москве чуть ли не на стройках и к моменту подачи заявления так вымоталась, что ее перестали узнавать знакомые. Поразившую комиссию великолепным чтением, ее все же не приняли - из-за "несоответствия внешних и внутренних данных".
А вот деревенские девчата, разнорабочие со стройки, пожалели Лену, устроив ее на "легкую" работу помощника каменщика - цемент месить, раствор подавать. Утром Камбурова ездила строить клуб, а по вечерам ходила в театральную студию в Дом медработника на Герцена. Звездой там был выпускник медучилища Александр Калягин. Лена с Сашей разыгрывали скетчи, фельетоны, читали прозу, собирая полные залы. Калягин первым и сказал, что ей надо петь, а она еще не поверила звезде ДК и потом сбегала с занятий по вокалу в цирковом училище, прося директора освободить от них, не собираясь быть певицей.
Работники партактива
"По трупам ходишь, в каждой твоей песне люди гибнут!" "Что значит "кто тебя выдумал, звездная страна", разве страну под красной звездой кто-то выдумал?" "Белеет парус одинокий?" Намекаете на отъезжающих в Израиль?" - молодая артистка "Москонцерта" Елена Камбурова наслушалась подобного бреда вдоволь. Ей "зарубили" первую же сольную программу, подготовленную с пианисткой Ларисой Критской, в которой были "Гренада", "Орленок", "Маленький трубач", а еще песни Таривердиева, Окуджавы, Новеллы Матвеевой: по мнению комиссии минкульта, с таким антисоветским репертуаром на сцену выходить было нельзя.
В Красноярске, в Калуге, в Саратове, в Барнауле по поводу других, прошедших высокие комиссии программ Камбуровой устраивали обкомовские совещания, сотрудник органов из "Москонцерта" сажал ее в кабинете, заставляя в подробностях излагать, как прошли выступления.
По гамбургскому счету они все были правы: комсомольская певица - именно в таком официальном статусе выходила на сцену Елена Камбурова - наотрез отказывалась петь советский официоз, а, например, "Орленка" пела принципиально без последнего куплета про то, что "у власти орлиной орлят миллионы". А секретарь барнаульского обкома по агитации и пропаганде, качая головой и приговаривая "ох, не наша интонация" по поводу "Простите пехоте..." Окуджавы, так и просто дал ей подсказку на будущее - именно интонация решает все. Сегодня Елена Антоновна уже по первому звуку голоса человека, до всяких слов, понимает, кто перед нею.
Брель, Окуджава, Таривердиев
Камбуровский жанр начался с "Баллады о смерти Ивана Грозного" Сергея Никитина на стихи Давида Самойлова. Там была прямая речь от лица звонаря, и певице показалось, что песня звучит ярче, когда она и поет, и играет этого звонаря. У нее появлялось все больше вещей, не исчерпывающихся только вокальным решением. Чтобы песня была прочувствована зрителем, ее должны сопровождать и пластика рук, и мимика, и движение по сцене. Многое из этого было неприемлемо для одного из главных камбуровских авторов 60-70-х Микаэла Таривердиева, который считал, что песня - это прежде всего песня.
Жизнь развела их, а вот Булату Окуджаве понравилось, как она пылко, по-юношески, сыграла его "Леньку Королева". С тех пор началась их творческая и человеческая дружба. Когда ей плохо, Камбурова всегда ищет утешения в песнях Окуджавы, а он на вопрос, кто его любимые исполнители, отвечал: "Армстронг и Камбурова".
Но одной из главных встреч ее творческой молодости был Жак Брель, на концерт которого Камбурова чудом попала буквально за день до своего первого выхода на сцену. "Стрела, которая влетела в сердце, - и на всю жизнь", - говорит Елена Антоновна. - Я просто увидела, на что способна Ее Величество Песня! Это музыка, стихи, аранжировка, это актер на сцене, это настоящий темперамент и главное - искренность, напряженная, идущая от сердца". И начали появляться песни, которые просто напевать было невозможно.
Михалков, Гундарева, Электроник
"До чего дошел прогресс! До невиданных чудес!" - согласитесь, не сразу улавливаешь, что в "Приключениях Электроника" звучит тот же голос, что и в заставке к "Ералашу". Камбурова уверяет, что и сегодня, как и много лет назад, пацанский тембр (как и тембр лирический, и знаменитый ее "шепот", и драматическое контральто) по-прежнему при ней.
Еще в 70-х благодаря свободному владению голосом и его уникальному диапазону, богатейшему набору интонаций и актерскому мастерству Камбурова стала незаменимой в кино, в "пении за кадром". Ее голос звучит более чем в ста кино- и мультфильмах: "Магистраль", "Приключения Электроника", "Раба любви" и других. В "Рабе любви" Никита Михалков совершенно измучился с музыкальными фрагментами, очень важными для фильма (помните, потрясающее артемьевское "Где же ты, мечта?"), не находя певца, который бы их напел, пока не пригласил в студию Камбурову.
- Обычно режисcер сидит в микшерской, а Никита стоял рядом,когда я пела, и, казалось, внутренне проживал все вместе со мной, - вспоминает певица. - Сделали два дубля, я хотела перепеть, но мне сказали: "Хватит, это то, что надо".
В "Дульсинее Тобосской" было очень важно попасть в голос героини Наталии Гундаревой. Один раз две актрисы даже вместе попели - и запись прошла легко, все совпало и технически, и эмоционально.
Софокл и Мохаммед Абдель Фаттах
Спектакль "Антигона", единственный в репертуаре ее Театра музыки и поэзии, где Камбурова не поет. Но нараспев читает тексты 3000-летней давности, причем за шестерых - и за Антигону, и ее сестру, и царя, и царицу, и их сына, и слепого прорицателя Тиресия, а ее партнер, наполовину египтянин, звезда мюзиклов Мохаммед Абдель Фаттах, один читает за "хор".
В "Антигоне" Елена Антоновна не просто встречается с молодостью, продолжая линию своей жизни, - независимость вопреки всему, неподчиняемость обстоятельствам ради высшей чести, дела жизни. Антигона следует завету богов вопреки желанию отца, погребая обоих своих убитых в междоусобице братьев, а не только одного, угодного отцу. Так и юной Елене (а предки Камбуровой греки) пришлось однажды выбирать между репертуаром общепринятым, комсомольским и единственно возможным для себя.
- Если все считают так, а ты иначе, то надо делать иначе, - говорит в интервью Камбурова. - Помню, в "Москонцерте" спрашивали: "Почему вы не поете нормальные песни?" А я не могла по-другому.
Популярные песни Елены Камбуровой
1. "После дождичка" (Б. Окуджава).
2. "Зеленая карета" (А. Суханов).
3. "Балаганчик" (В. Дашкевич - А. Блок).
4. "Крошка Вилли-Винки" (С. Никитин - шотл. песня).
5. "Молитва" (Б. Окуджава).
6. "Нас венчали не в церкви" (И. Шварц - А. Тимофеев).
7. "Песенка кавалергарда" (И. Шварц - Б. Окуджава).
8. "Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Ф. Готтер).
9. "Бал Господень" (А. Вертинский).
10. "Колыбельная Светланы" (Т. Хренников - А. Гладков).