09.07.2015 15:37
Краснодарский край

В Новороссийске ПК "Шесхарис" отгрузил 1,5-миллиардную тонну нефти

Первого июля ПК "Шесхарис" отгрузил 1,5-миллиардную тонну нефти
Текст:  Любовь Коляда (Краснодарский край)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №0 (6720)
Подобный отсчет ведется с 1964 года, когда был погружен первый нефтеналивной танкер. На этой значимой отметке в АО "Черномортранснефть", чьим подразделением является перевалочный комплекс, решили обернуться назад и попробовать заглянуть дальше - за горизонт.
Читать на сайте RG.RU

Капля в море

Торжественную церемонию отгрузки юбилейной тонны мы наблюдали в Новороссийском морском торговом порту - с мониторов, транслирующих весь процесс перевалки нефти с площадок. На картинке - танкер у морского причала, ждущий приема. Счетчик наверху отражает цифры перевалки, пограничные 1 499 999 900 тонн... Диспетчер с рацией проверяет готовность участников процесса.

"Шесхарис" - конечная точка магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" на Юге России. Львиная доля углеводородов, отгружаемых из России в южном направлении, проходит через площадку "Грушовая". Сюда, в резервуарный парк, идут цистерны, тянутся нитки нефтепроводов. Резервуары служат буфером, а уже из них по технологическим линиям через порталы тоннеля, проходящего сквозь Маркотхский хребет, нефтепродукты поступают напрямую в танкеры. Один из них с названием "Пума" сейчас замер в ожидании отгрузки.

- Причал номер два готов.

- Перевалочный комплекс готов. Параметры оборудования соответствуют нормативным.

- Танкер "Пума" к погрузке нефти готов! - слышна перекличка в эфире.

Генеральный директор АО "Черномортранснефть" Александр Зленко дает команду приступить к погрузке. Диспетчер докладывает: площадка "Грушовая" начинает погрузку.

- Прошу подтвердить поступление груза на причал номер два, - вновь раздается голос диспетчера. Ему отвечают: принято. Протяжный сигнал танкера, похожий на гудок парохода, повествует об этом. Есть полтора миллиарда!

В церемонии отгрузки приняли участие вице-президенты ОАО "АК "Транснефть" Сергей Андронов и Михаил Маргелов, глава администрации Новороссийска Владимир Синяговский, заместитель директора Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" Андрей Донченко, генеральный директор АО "Черномортранснефть" Александр Зленко, генеральный директор ОАО "НМТП" Султан Батов.

- Колоссальная цифра, - говорит Александр Зленко. - Если перевести на железнодорожный учет, получится 25 миллионов вагонов. Он отметил, что такие показатели вряд ли были бы достигнуты без кропотливой работы ветеранов предприятия - тех, кто закладывал его основы, обеспечивал в течение десятков лет его безаварийную работу.

Вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Сергей Андронов пожелал всему коллективу АО "Черномортранснефть" успешной работы, чтобы цифры и впредь росли и задача, поставленная президентом, - увеличить загрузку российских портов - была выполнена.

- Мы видим результат слаженной работы всех структур и эффективность выбранной стратегии компании, - сказал на церемонии мэр города Владимир Синяговский. Он выразил благодарность компании "Черномортранснефть" за создаваемые рабочие места и отчисляемые в бюджет налоги, пожелал дальнейших свершений.

А на память о событии каждому из участников церемонии досталась памятная бутылка с нефтью - из той символической 1,5-миллиардной тонны: триста граммов коричневой тяжелой жидкости, можно сказать, капля в море нефтепродуктов, которые за полвека прошли через объекты ПК "Шесхарис".

Как это делается

Для перевалки через порт Новороссийск нефть накапливается на "Шесхарисе" и "Грушовой". Обе промышленные площадки разделяют 12 километров. В резервуары углеводородное сырье поступает по системе магистральных нефтепроводов Тихорецк - Новороссийск 1, 2; Крымск - Грушовая. Прием нефтепродуктов ведется из вагонов-цистерн, поступающих на "Грушовую" по железной дороге.

Перевалочный комплекс "Шесхарис" виден сразу при въезде в Новороссийск: резервуары такая же часть городской картины, как и мачты кораблей. Но часть сооружений и объектов скрыта от посторонних глаз - проходящий через Маркотхский хребет трехкилометровый технологический тоннель с трубопроводами, инженерно-технические средства охраны, система пожаротушения, лаборатория и насосные. Сейчас на предприятии проходит масштабная реконструкция и техническое перевооружение перевалочного комплекса "Шесхарис", завершение которых планируется в 2025 году.

Объемы перевалки нефтепродуктов на комплексе "Шесхарис" до 2020 года могут вырасти до 20 миллионов тонн

На сегодняшний день на ПК "Шесхарис" ведется строительство четырех резервуаров объемом по 30 тысяч кубометров, проводится реконструкция инженерно-технических средств охраны, системы пожаротушения, а также системы управления и автоматики. Реконструируется и дорога Шесхарис - Грушовая: не только ремонтируется дорожное полотно, но и выполняется целый комплекс защитных мероприятий. Вдоль всей трассы смонтированы железобетонные лотки для сбора и отвода воды, 22 гофрированные трубы водоперехвата для отведения воды, барьерное ограждение.

Возводится Северный портал нового необслуживаемого технологического тоннеля Грушовая - Шесхарис. Тоннель представляет собой железобетонную конструкцию с технологическими трубопроводами длиной более трех километров, предназначенными для транспортировки нефти и нефтепродуктов (дизельное топливо, мазут, бензин) от "Грушовой" до "Шесхариса" через Маркотхский хребет. Гарантийный срок эксплуатации нового тоннеля в соответствии с нормами проектирования и принятыми техническими решениями составит 50 лет.

Что даст глобальная модернизация? Во-первых, уменьшится протяженность технологических трубопроводов, зато емкость товарных резервуаров возрастет. Во-вторых, реализация инвестиционной программы позволит расширить перечень продуктов перевалки: ПК "Шесхарис" сможет принимать и хранить нефть, мазут, дизельное топливо, бензин.

Заглянуть за горизонт

Загрузка российских портов - стратегическая задача, поставленная руководством страны. Как она будет выполняться? На этот вопрос ответил Экспертный совет ОАО "АК "Транснефть", 15-е выездное заседание которого состоялось вслед за церемонией. В работе Экспертного совета приняли участие первые лица ОАО "АК "Транснефть", представители ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ученые и другие представители экспертного сообщества, которые обсудили перспективы развития нефтепроводной и нефтепродуктопроводной транспортной системы Южного федерального округа.

Открывая заседание совета, вице-президент ОАО "АК "Транснефть" Михаил Маргелов отметил, что Южный федеральный округ - место расположения крупнейших магистралей и транспортных узлов системы "Транснефть". Маргелов также подчеркнул, что порт Новороссийск также является важнейшим экспортным терминалом - не только для России, но и для Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. По итогам 2014 года через него было отгружено 8,3 миллиона тонн нефти грузоотправителей этих стран.

- Значимым шагом для эффективного функционирования промышленной инфраструктуры округа является развитие системы нефтепродуктопроводов "Юг", которая будет способствовать увеличению переработки нефти на территории России, росту объема экспорта дизельного топлива российских производителей. Завершение работ в рамках проекта запланировано на 2020 год, - подчеркнул Михаил Маргелов.

При этом, по его словам, важная задача - продолжение технологического переоснащения порта, безопасность погрузочно-разгрузочных работ и привлечение инвестиций. Объемы перевалки нефтепродуктов на перевалочном комплексе "Шесхарис" в перспективе до 2020 года могут вырасти до 30,3 миллиона тонн. Руководитель управления стратегического развития ОАО "АК "Транснефть" Расим Мингазетдинов отметил, что компания к 2018 году почти в два раза увеличит поставку нефти трубопроводным транспортом на НПЗ Краснодарского края.

По данным ОАО "АК "Транснефть", после 2020 года Ильский НПЗ планирует увеличить переработку до шести миллионов тонн, Афипский завод рассчитывает еще три миллиона тонн получать по нефтепроводу. На первом этапе планируются поставки дизтоплива стандарта "Евро-5" до шести миллионов тонн в год до Новороссийска, перевалка его и транспортировка на экспорт. После этого, в конце 2019 года, планируется строительство нефтепродуктопровода (МНПП) от Самары до Волгограда и одновременно расширение пропускной способности МНПП от Волгограда до Новороссийска. Таким образом, к началу 2020 года планируется поставлять до 11 миллионов тонн дизтоплива в год.

Ресурсной базой для продуктопровода станут Самарская группа НПЗ, Волгоградский, Омский, Башкирский НПЗ. ОАО "АК "Транснефть" изучает возможность подключения Новошахтинского НПЗ к нефтепродуктопроводу "Юг". Таким образом, суммарная мощность проекта "Юг" после 2020 года может достичь 15 миллионов тонн нефтепродуктов.

Прямая речь

Александр Зленко, генеральный директор АО "Черномортранснефть":

- Комплексная реконструкция перевалочного комплекса "Шесхарис" позволит обновить основные производственные фонды и увеличить объем резервуарного парка с 1188 до 1580 тысяч кубометров. Все это, с учетом реализации проекта "Юг", обеспечит выполнение поручения президента РФ по перенаправлению экспортных поставок дизельного топлива российского производства с зарубежных портов в порты России, а также позволит осуществлять перевалку нефти и нефтепродуктов суммарным объемом более 40 миллионов тонн в год.

 

На правах рекламы

Краснодарский край Кубань. Северный Кавказ