09.07.2015 00:05
Культура

Шеваров: Стихотворения в прозе Ирины Отдельновой - явление редкое

Текст:  Дмитрий Шеваров
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №149 (6720)
После Тургенева русские литераторы редко возвращались к стихотворениям в прозе. Критики такого жанра не признавали, категорично утверждая: или стихи, или проза - третьего не дано. Читатели ждали от писателей толстых романов, а от поэтов - бичевания общественных пороков. Жанр стихотворения в прозе оказался на обочине литературного процесса. В начале ХХ века к нему обращался лишь Иннокентий Анненский.
Читать на сайте RG.RU
Дмитрий Шеваров: Письмецо в конверте погоди, не рви...

Но всегда были люди, которые упрямо шли по заросшей тургеневской тропинке. Они не искали славы, не подражали Ивану Сергеевичу. Они просто так воспринимали мир, так дышали и любили, что прозу они писали на коротком лирическом дыхании. Вспомним хотя бы два имени: переводчика и детского поэта Генриха Сапгира и клоуна Леонида Енгибарова. Оба они оставили нам стихотворения в прозе.

Сегодня этот жанр считается безнадежно устаревшим, хотя блогеры нередко пытаются работать в "тургеневском" жанре (многие и не сознавая этого). Люди же тургеневского склада души - давно уже изгои и в жизни, и в литературе. Если эти люди исчезнут, уйдут, не оставив ни учеников, ни читателей, то все мы страшно много потеряем. И не только в литературе.

Прошу прощения за долгое предисловие. Мне хотелось лишь подчеркнуть, что стихотворения в прозе Ирины Отдельновой - не просто дневниковые записи, а явление редкое, драгоценное, требующее от читателя и особого настроя, и понимания той традиции, из которой вырастают ее тексты.

Родилась и живет Ирина в Курске.

Из летнего дневника Ирины Отдельновой

Море

Дмитрий Шеваров: Чеховские рассказы похожи на евангельские притчи

Жарко. Душно. Шторы задернуты в комнате и на кухне. И оттого, что не видно мира за окном, так легко представить море, услышать шум прибоя. Хотя кто-то возразит: "Это шумит автострада, а никакое ни море". Но откуда тогда взялся песчаный берег? И маленькая девочка сидит на песке вместе с мамой. Они одеты. И собака с ними рядом. И больше ни души на этом берегу. Вы скажете, что это всего лишь фотография из Венеции? Но вот он - берег. И трое сидят на берегу и строят песчаные замки. И море шумит за их спиной. И море шумит за моим окном.

Джаз

Лето субботнего дня. Театральная площадь. Концерт под открытым небом. Музыка Нового Орлеана в Курске. Россыпь звуков, словно бренчишь монетками, а потом высыпаешь их в карман, чтобы вернуться назад, на площадь, где снова будут играть джаз.

Августейший август

Августейший август. И солнечная мантия стелется за ним.

В августе все становится немного неспешным - тени длиннее, солнце мягче и даже яблоки падают с веток, будто в замедленной съемке. Кто снимает фильм сиюминутного бытия? Я не знаю, но играю в нем главную роль, потому что живу.

Кончики пальцев

Меня окликнули. Я оглянулась: за оградой детского сада деревья стояли голые, раздетые до последнего листочка. И трогали кончиками пальцев холодный воздух. Осень.

Золотые яблоки Гесперид

Там, в вышине, кто-то потряс старую яблоню. И золотые яблоки Гесперид полетели на Землю.

Август. Звездопад. Яблоки. Наивные и искренние желания. Вон полетела звезда. Успеть бы загадать что-то хорошее для всех, кого помню и люблю. И я успеваю! Хочется, чтоб наступил мир и не страдали люди.

Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

Литература