В корпусе ВГУ на Пушкинской, 16 собрали более двухсот натуральных анатомических препаратов: черепа и челюсти, кости скелета и отдельные мышцы, внутренние органы (цельные и в виде поперечных распилов), а также раковые опухоли и другие проявления болезней. Есть даже две полные мужские мумии - на них хорошо видно строение мускулатуры. Часть экспонатов расставлена по витринам, часть - развешена в зале на цепочках и крюках, как в мясном цеху. Формалином не пахнет - пособия сделаны по российской методике полимерного бальзамирования.
- Эта инновационная технология разработана в Санкт-Петербурге на основе достижений химиков и анатомов научной школы, которая развивается на базе Военно-медицинской академии, - рассказал "РГ" проректор ВГУ по научной работе Василий Попов. - Вода в органах и тканях заменяется прозрачным силиконовым составом, что позволяет уйти от традиционной консервации в жидкой среде с применением формалина. Например, в анатомическом музее Воронежской медакадемии большинство препаратов в "банках", они хранятся уже долгое время. У наших официальный "срок годности" - лет 15-20, но его можно увеличить за счет правильного ухода, обновляя пропитку по мере высыхания. Для нас это будет в какой-то мере научная задача. Вместе с клиниками мы также сможем приготовить аналогичные препараты на их материале. Год назад в Воронеже была удалена 12-килограммовая опухоль, можно было бы ее запечатлеть.
По словам Попова, такие экспонаты удобны с точки зрения педагогики - к ним можно прикасаться без защиты, они не токсичны, не разлагаются и сохраняют естественный цвет. В музее будут проводить лекции и бесплатные экскурсии для школьников. "Медицинские профессии специфические, лучше заранее посмотреть, не вызывает ли у вас вид человеческих органов шок и трепет. А потом уже решать, куда поступать", - пояснил Василий Попов. На материале музея планируют обучать будущих биохимиков и биофизиков: не секрет, что многие врачи-лаборанты в Воронеже - выпускники биолого-почвенного факультета ВГУ.
Рядом с музеем открыли учебный симуляционный центр: что-то вроде кабинета диагностики, где на кушетках лежат нашпигованные датчиками манекены. Каждому можно задать на компьютере то или иное состояние. Допустим, кожа бледная, зрачки расширены, сердцебиение учащенное... Студенты будут практиковаться, преподаватели - с помощью специальных программ следить за тем, насколько эти манипуляции адекватны. Кукле можно сделать внутривенную инъекцию или искусственное дыхание, исследовать ее "органы" с помощью УЗИ. Аналогичный центр (только "более навороченный", по признанию сотрудников ВГУ) уже действует в медакадемии. Там резиновому человеку можно даже лапароскопию провести. Тренироваться на симуляторах требует федеральная стратегия развития образования.
При биолого-почвенном факультете создается отделение медико-биологических наук, которое в перспективе станет самостоятельным подразделением вуза. Там станут готовить по специальностям "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика" и "Медицинская кибернетика". Они уже лицензированы, набор объявят следующим летом.
- В текущем учебном году мы оценим потребность региона в выпуске врачей-радиологов, врачей-генетиков, кибернетиков и других кадров подобного профиля. Заключим договоры с департаментом здравоохранения и медицинскими организациями по целевой подготовке специалистов, - сообщила проректор ВГУ по учебной работе Елена Чупандина.
К работе на новом факультете привлекут специалистов из медакадемии и, возможно, с Украины, откуда мигрируют и вузовские работники высокой квалификации. Костяк же составят преподаватели ВГУ, в том числе "компьютерщики". В вузе действует лаборатория медицинской кибернетики, где изобрели почти три десятка технологий и приспособления для взаимодействия человека (в частности, инвалида) с машиной. Они позволяют двигать глазами курсор на мониторе или управлять протезами с помощью датчиков, прикрепленных к нервным окончаниям.
- Мы давно готовились объединиться с представителями медицинской науки, - отметил декан биолого-почвенного факультета Валерий Артюхов. - В ВГУ уже лет 30-40 изучают биохимические основы различных заболеваний, готовят биофизиков, биохимиков и иммунологов. За рубежом именно такие специалисты отвечают за качество диагностики пациентов. У нас же часто вердикт выносит терапевт, которому просто не хватает узкопрофильных знаний. Пациент обращается в клиники Швейцарии, Израиля или США, а там российский диагноз отменяют.
Кстати, Воронежская анатомическая школа ведет отсчет с 1802 года, с медицинского факультета Дерптского университета. Из-за Первой мировой вуз был эвакуирован вглубь страны вместе с библиотекой и великолепным музеем анатомии. Увы, в Воронеже экспозиция погибла во время фашистской оккупации. С 1945-го медакадемия снова начала собирать интересные препараты, коллекция пополняется и сегодня.
- Новый музей хороший, но он скорее подходит для популяризации научных знаний, - отметила завкафедрой нормальной анатомии человека Воронежской государственной медакадемии имени Н. Бурденко Наталья Алексеева. - Там будет удобно проводить лекции для школьников, например, о здоровом образе жизни. А для подготовки врачей, конечно, таких образцов недостаточно. Сегодня вообще заметен некий крен в сторону визуализации с помощью компьютерных технологий, ненатуральных препаратов, тренажеров. Особенно увлечены этим в вузах США. Однако и в солидных университетах Америки, и в ведущих вузах России и Европы студенты-медики по-прежнему учатся на влажных препаратах - и от формалина в растворах для фиксации никуда не деться. Нужен штат лаборантов, определенные технические условия. Но все трудности можно преодолеть. У нас на кафедре сделали хорошую вентиляцию - неприятного запаха вы не почувствуете. Ценность натуральных препаратов в том, что студенты могут получить целостное представление об организме человека: где что находится. Они же сами и делают эти препараты на занятиях. Из трехчасовой академической пары ребята два часа работают в перчатках и со скальпелями. Традиционная русская медицинская школа без этого немыслима. Полимеризированный препарат можно взять, подержать, но не более того.