Районы инспекции заранее согласованы с нашими генералами. Хотя маршруты ограничены по расстоянию, хозяевам строго-настрого запрещено что-то скрывать от иностранных контролеров. Окажется на пути танковая бригада, - фиксируйте ее на пленку. Увидите базу надводных кораблей, - снимайте ее. Но не просите экипаж приземлиться возле гарнизона. Что называется, потрогать руками чужое оружие и технику вам никто не позволит.
"Смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные территории. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года договор разрешает инспекторам снимать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры", - объяснили корреспонденту "РГ" в российском военном ведомстве.
Для работы в нашем небе инспекторы используют румынский самолет Ан-30. Американцы предпочли воспользоваться им, хотя в США для таких миссий имеются специальные крылатые машины ОС-135В - это военная версия Боинга-707. Между прочим, все наблюдательные самолеты не имеют вооружения, зато оборудованы различной аппаратурой контроля.
По договору, на таком борту можно иметь видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование к видеоматериалам - на них должны четко распознаваться основные виды военной техники. Копию съемки может затребовать не только инспектируемая страна, каждое государство- участник Договора "Открытое небо".
Бывает, что контролеры выполняют миссию на чужих самолетах. К примеру, белорусские офицеры предпочитают изучать военные секреты с борта российских машин. Случалось, что британцы добирались в нашу страну на шведских самолетах фирмы SAAB.
Неизменно только место временного базирования гостей России - это подмосковный военный аэродром Кубинка. Между прочим, именно там дислоцировался наш первый летный отряд, работающий по программе "Открытое небо". Там же до сих пор базируются сертифицированные по международным стандартам самолеты Ан-30Б. Но для заокеанских командировок российские инспекторы обычно используют специальный лайнер Ту-154МЛК1, и к тем же американцам они, как правило, летают с подмосковной авиабазы Чкаловская.
"Антоновы" тоже поднимаются в чужие небеса. Скажем, на будущей неделе Ан-30Б с российскими контролерами на борту пролетит над Эстонией и Финляндией. Старты назначены с эстонского аэродрома Тарту и финского Хельсинки.
Нашим инспекторам разрешено отснять 1400 километров финского маршрута и 800 - эстонского. По словам начальника Национального центра по уменьшению ядерной опасности РФ Сергея Пирогова, для российских инспекторов это будут соответственно 21-й и 22-й наблюдательный полет в нынешнем году.