Так, вводятся более жесткие критерии для признания объекта самовольной постройкой. Один из них - нарушение градостроительных и строительных норм и правил, даже если они несущественны.
Расширяется перечень условий, при одновременном наличии которых можно признать право собственности на самовольную постройку.
Помимо отсутствия нарушений прав других лиц, угрозы жизни и здоровью граждан, к таким условиям отнесены наличие у осуществившего постройку прав на участок, предполагающих строительство на нем такого объекта, а также соответствие постройки параметрам, установленным правовыми актами, на день обращения в суд.
Местные власти могут принимать решение о сносе самовольной постройки, если она возведена на участке, не предоставленном для этих целей, в зоне с особыми условиями использования территорий (кроме зоны охраны объектов культурного наследия), на территории общего пользования, или в полосе отвода инженерных сетей.
Кроме того, регулируются вопросы юридического статуса договоров, заключенных в Крыму и Севастополе до дня принятия в состав РФ. Они сохраняют силу, кроме случаев, установленных федеральными законами. В части отношений, возникших из односторонних сделок на полуострове в тот же период, гражданское законодательство применяется к правам и обязанностям, возникшим со дня принятия в состав РФ новых регионов.
Также Путин утвердил особенности правового регулирования земельных, градостроительных и иных отношений, возникающих при размещении объектов транспортной и инженерной инфраструктуры на Таманском и Керченском полуостровах.
В целях упрощения административных процедур и сокращения сроков строительства и реконструкции предусматриваются особенности прекращения прав на необходимые земельные участки и иные объекты недвижимости, особенности подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории, проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции.
Устанавливаются особенности предоставления участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду для рекреационной деятельности на территориях национальных парков.