К утру понедельника в украинских СМИ уже ничто не напоминало о случившемся конфликте, вызвавшем информационную бурю. След боевиков простыл, глава "правосеков" Дмитрий Ярош вернул якобы отозванные с передовой батальоны на "оперативные базы", а хранивший два дня молчание президент Порошенко так и не решился прямо обвинить "Правый сектор" в мукачевской бойне. Даже во время вчерашнего заседания военного кабинета Совбеза он побоялся произнести это название, хотя и призвал правоохранителей разоружить некие "незаконные вооруженные группировки". Возможно, имелись в виду "охранные структуры", которыми обзавелись многие олигархи. Похоже, несмотря на непростые отношения, Порошенко и Ярош решили помириться, либо их помирили заокеанские "кураторы", а крайними решено назначить закарпатских парламентариев Балогу и Ланьо, устроивших конфликт из-за контрабанды. По крайней мере именно в этом, а никак не в "Правом секторе" рассмотрел источник зла Порошенко.
Такой исход для Порошенко - это сохранение хорошей мины при плохой игре. По сути, согласившись на некое "непредвзятое и открытое" расследование конфликта и вынеся "Правый сектор" за скобки, Порошенко выписал радикалам индульгенцию и вернул в большую политическую игру Яроша. Теперь тот имеет полное право напомнить президенту о данном еще в апреле обещании предоставить "Правому сектору" официальный статус самоуправляемой военизированной структуры в рамках Вооруженных сил. Дорогого стоят и воскресные заявления высокопоставленных чинов СБУ о том, что боевики "Правого сектора" будут обеспечивать "общественный порядок и национальную безопасность" наряду с официальными силовыми структурами.
С другой стороны, именно Ярош и воспрянувшие духом радикалы дают Порошенко возможность оправдать свой отказ от исполнения Минских соглашений в части предоставления народным республикам Донбасса особого статуса. Об этом глава украинского государства в очередной раз объявил в своем последнем интервью. Порошенко сказал, что "никто, ни с запада, ни с востока, не может диктовать Украине условия, поскольку она является суверенной державой", и что особый статус для "отдельных районов Донецкой и Луганской областей" не укладывается в рамки украинской конституции и его персонального видения децентрализации власти на Украине. При этом Порошенко старательно делает вид, что не слышал требований со стороны европейских посредников мирного процесса об обязательности исполнения 11-го пункта Минских соглашений, увязывающих конституционную реформу с предоставлением особого статуса Донбассу.
"Под сурдинку децентрализации Порошенко пытается протащить через парламент усиление президентской власти, не обращая внимания на прямые рекомендации Венецианской комиссии и европейских политиков, напоминающих о Минских соглашениях. Это вполне в политической традиции Украины - еще ни один тамошний президент, переделывая под себя конституцию, не делился полномочиями. Ничего общего с Минскими соглашениями предложенная Порошенко "децентрализация" не имеет и наверняка не будет принята и признана Донецком и Луганском. В этой ситуации местная привычка - договориться с одними и тут же передоговориться с другими - не пройдет. Об этом уже намекают Киеву и в Париже, и в Берлине. Председатель Европарламента Мартин Шульц предлагает пролонгировать ограниченные текущим годом Минские соглашения на 2016 год. Вопрос, как дальше будет это давление игнорировать Порошенко", - прокомментировал "РГ" последние заявления украинского президента директор Агентства стратегических коммуникаций Олег Бондаренко.
По мнению эксперта, для реальной децентрализации власти на Украине требуется политическая оппозиция, следящая за процессом, которой сейчас де-факто нет. Зато очень подходит для Порошенко в качестве "оппозиции" Ярош с идеями продолжения войны, уничтожения Донбасса и любого инакомыслия во внутренней политике - в этом их политические интересы на нынешнем этапе сходны.