13.07.2015 21:44
Происшествия

В России придумали новый способ защиты от террористов

Террористов могут расстрелять в самолете
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №152 (6723)
Транспортной полиции и другим российским спецслужбам может быть предложен оригинальный способ защиты авиационных пассажиров от террористов. По информации "Российской газеты", отечественные инженеры-оружейники спроектировали дистанционно управляемый стреляющий модуль, который можно скрытно установить в салоне лайнера и при необходимости перестрелять террористов, пытающихся угнать самолет и взять заложников.
Читать на сайте RG.RU
Хакеры узнали, как Джон Маккейн связан с "ИГ"

Проблема безопасности авиапассажиров вновь обострилась в связи с выходом на, так сказать, арену террористической группировки ИГИЛ. Источники "РГ" в спецслужбах намекнули, что попытки терактов на воздушном транспорте уже были, но их сумели своевременно выявить и пресечь благодаря хорошей агентурной работе. Однако перед службами безопасности опять встал вопрос: ужесточать и дальше правила досмотра или сажать на каждый рейс своего охранника? Но куда уж больше ужесточать досмотр? Это может вызвать недовольство пассажиров и даже отказ от полета - людям не нравится, когда их уж чересчур прессуют и лишают привычных удобств. То есть, излишний "перегиб палки" может существенно повредить бизнесу авиаперевозок, который и так испытывает трудности.

Тем более что предполетный досмотр - не панацея: преступники умудряются обмануть и самую современную и дорогостоящую технику. А выделять спецназовцев для сопровождения каждого рейса - банально не хватит личного состава, тем более прошедшего специфическую подготовку к действиям в воздушном судне. Поэтому потребовалось нестандартное решение.

Идея дистанционно управляемого оружия - не нова. Возможность стрелять "из-за угла" позволит без риска освобождать заложников, когда не требуется свободной от посторонних предметов и людей весьма длинной линии огня, а применение такого оружия всегда - неожиданность для преступников.

Несколько лет назад такую конструкцию предложили американцы, но так и не рискнули внедрить, испугавшись общественного мнения. По схеме, стрелок, то есть оператор с пультом управления, находится в кабине пилотов, а стреляющий модуль - в пассажирском салоне. Модуль устанавливается на монорельсе под потолком салона и включает блок из стреляющих устройств (можно впихнуть несколько десятков стволов) и миниатюрной телекамеры.

ФБР раскрыло подготовку теракта в США силами "Исламского государства"

С помощью дистанционно управляемых электроприводов модуль поворачивается в двух плоскостях и перемещается вдоль салона воздушного лайнера, обстреливая любой закоулок пассажирского салона. Оператор, находясь в безопасности, по телемонитору отслеживает обстановку и с помощью джойстика наводит оружие на цель и стреляет. Правда, в итоге и пассажиры находятся буквально под дулом пистолета. Вот это и не понравилось американцам.

Российские разработчики предложили сразу несколько вариантов такого неординарного "вынесенного" оружия. Все они имеют три принципиальных отличия. Во-первых, стреляющие устройства скрыты, даже не все члены экипажа знают, где они размещены. Скорее всего, секрет установленного на борту оружия будет доверен только командиру и бортинженеру.

Во-вторых, чтобы исключить ошибку в прицеливании, система снабжена лазерным целеуказателем и управляется компьютером, оператор лишь включает ее и отдает основную команду.

И, в третьих, огонь ведется не боевыми, а травматическими пулями, чтобы не повредить обшивку самолета и избежать жертв среди пассажиров. Впрочем, возможны и другие варианты - стрелять ампулой с усыпляющим веществом или вообще заменить огнестрельное оружие на электрошокер.

Стреляющий модуль может быть как передвижным, так и стационарным - стволы просто разместят по всему салону таким образом, чтобы простреливался каждый квадратный сантиметр. Не исключено, что и наши пассажиры почувствуют себя неуютно, зная, что где-то рядом спрятан готовый к стрельбе пистолет. Но, с другой стороны, такое знание может не только предотвратить теракт, но и вразумить воздушных хулиганов - ведь если командир корабля посчитает, что дебошир угрожает безопасности пассажиров и самолета, то вполне может отдать команду на открытие огня. Почему бы и нет? Убить не убьют, но безобразие прекратят, а на земле помятого, но живого хулигана передадут полиции и медикам.

Около 150 канадцев пополнили ряды международных террористов

Разработчики утверждают, что для установки такой системы не требуется вносить кардинальные изменения в дизайн салона, тем более в конструкцию самолета. Хотя не скрывают, что само оружие и его монтаж стоят весьма дорого.

Решение "быть или не быть" такой системе зависит от вердикта спецслужб и от готовности авиакомпаний раскошелиться на это изделие. Впрочем, бизнесмены, скорее всего, пойдут на новые траты, если спецслужбы обоснуют такую необходимость. Представляется, что наибольшая трудность - преодоление психологического барьера. Ведь с внедрением нового и, по-своему, экзотического оружия потребует во многом пересмотра концепции обеспечения безопасности в воздушных лайнерах.

Прежде всего, разработчики должны предоставить стопроцентную гарантию от возможных сбоев и несчастных случаев. Случайная гибель пассажира, тем более - повреждение в полете самолета может сразу же перечеркнуть внедрение системы. Никакая статистика, утверждающая, что и старые методы защиты не дают абсолютную гарантию безопасности, не убедят спецслужбы и авиавладельцев. Поэтому потребуются сотни, если не тысячи испытаний, демонстраций и даже презентаций стреляющего модуля. Причем, это должно происходить в секрете от публики.

Антитеррор