Палестинская девочка, рассказавшая во время встречи с канцлером историю своей семьи беженцев, показала всем, что король-то, вообще-то голый. Во время гражданского диалога под названием "Хорошо жить в Германии" Меркель встретилась в Ростоке с учениками школы имени Пауля Фридриха Шеля.
Обычно подобные встречи приносят пункты в копилку канцлера. Граждане всегда несказанно рады встрече, а Меркель привычно отыгрывает общую программу - выслушать, покивать головой, дать советы доброй "мамаши", как ее в шутку называют избиратели.
Однако на этот раз заготовленные сердечные и умные фразы не подействовали. Ученица класса 6B Реем Савхил, приехавшая четыре года назад из Ливана, воспользовалась приглашением задавать вопросы и начала рассказывать о своей жизни в Германии.
Девочка, бегло говорящая по-немецки и считающаяся примерной ученицей, рассказала, что хочет остаться в Германии и поступить в вуз, однако это не так-то просто.
"Мы только что прожили очень тяжелые времена, поскольку нас чуть не депортировали обратно", - поведала Реем. Когда девочка рассказывала, как ей было плохо, как в школе все это заметили, как ее отец, сварщик по профессии, не имел права работать, она заплакала. Сейчас семья получила временный вид на проживание, однако постоянное ожидание худшего все омрачает.
В Германии беженцы имеют право оставаться только до тех пор, пока в их стране не закончится война и не исчезнет угроза здоровью и жизни граждан. Кроме того, иммигранты, которые подали заявление на предоставление убежища, но не получили его, должны как можно быстрее покинуть пределы ФРГ.
Хотя Германии без притока иммигрантов грозит демографическая катастрофа, и в стране уже сейчас не хватает квалифицированных молодых инженеров и рабочих, политики не желают решать иммиграционную проблему. Избиратели, считающие Германию крепостью и островком благополучия, не простят им закона, разрешающего иностранцам въезд в страну для работы и смягчающего правила для получения гражданства или постоянного вида на жительство. Уже сейчас из-за притока беженцев в ФРГ обострился национальный вопрос. Возмущенные граждане выходят на демонстрации, популярностью пользуются новые правые движения и партии.
Меркель тем не менее бездействует. Поэтому она не смогла внятно ответить палестинской девочке. Канцлер лишь растерянно проговорила: "Я это понимаю, но все же я сейчас должна... Это иногда жестокая вещь - политика".
Больше ничего не было нужно. Девочка выудила у Меркель искренние слова, которые канцлер никогда не произносит на пресс-конференциях, и которые не смог услышать даже раскованный блогер во время интервью для канала Youtube.
В конце концов канцлер снова взяла себя в руки и жестко расставила все точки над "и": "Некоторые должны будут снова возвратиться назад". Меркель попробовала утешить девочку такими же ненужными и жесткими словами, как и прежде: "Ты сделала это классно".
Однако девочке этого было недостаточно. "Я чувствую себя здесь хорошо, я хочу учиться в вузе. Но я не знаю, что дальше произойдет", - говорит Реем. На самом деле палестинская девочка - прекрасный пример полностью интегрированного мигранта. Однако Меркель уже не слышала Реем и собиралась общаться с другими гражданами, которые не поставят ее в неприятную ситуацию.
Эта встреча не только показала, что мысли канцлера далеки от нужд палестинской девочки, но и что иммиграционная политика ФРГ, в принципе, провалилась. Беженцам до сих пор непросто въехать в страну, но даже те, кому удалось это сделать, почти не имеют шансов остаться надолго. Своим рассказом двенадцатилетняя Реем заставила канцлера косвенно признать, что благополучная богатая Германия была и остается крепостью с высоким забором, за который не так-то просто попасть.