Глава Всероссийского союза страховщиков, а также Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс сообщил, что день появления электронных полисов войдет в историю. Эту дату страховщики будут отмечать так же, как авиаперевозчики отмечают появление электронных билетов.
С момента старта продаж электронных полисов ОСАГО (Е-полис) от автовладельцев поступило 14 143 обращений к базе данных АИС РСА, включая те полисы, по которым пока не прошла оплата. Увы, но количество неоплаченных полисов заметно превышает число заключенных договоров. Проще говоря, всего в электронном виде заключено 800 договоров. Остальные 13 тысяч просто тестировали систему. Однако страховщики считают и это большой удачей.
О своем намерении пройти тестирование в осуществлении продажи электронных полисов ОСАГО в РСА заявили 34 компании. Наибольшую активность в покупке полисов проявляли регионы, в десятку лидеров вошли Ростовская область, Воронежская область, Краснодарский край, Волгоградская область, Свердловская область, Татарстан, Ульяновская область, Нижегородская область, Башкортостан, Архангельская область.
Сейчас этот сервис доступен для пролонгации действующих договоров. Надо понимать, что имеется в виду под термином пролонгации. Если вы меняете компанию - это новый договор. Если вы решили купить полис после того, как срок прежнего договора истек - это также не считается пролонгацией. А вот если вы заключили сделку за 5 минут до истечения действия прежнего договора - то это пролонгация.
Но с 1 октября 2015 года этот сервис будет доступен и для заключения новых договоров.
Информация о полисе в течение суток попадает в базу данных АИС РСА. А к этой базе у ГИБДД есть свой подход. То есть инспектор может пробить наличие и действие полиса прямо на дороге через планшет, если он у него есть, или связавшись с дежурным. Но иметь на руках распечатку электронного полиса водитель обязан. Это прописано в Правилах дорожного движения.
Также Российский союз автостраховщиков вместе с Банком России подготовил и некие "правила пользования страховыми компаниями". В них, в частности, прописано: страховщики не могут навязывать допуслуги при продаже полисов ОСАГО, не могут отказать в заключении договора ОСАГО, ссылаясь на отсутствие бланков.
Кроме того, автовладельцам разрешена фотовидеосъемка процесса заключения договора. Это в тренде последних новшеств. И будет служить неплохим доказательством, если автовладелец решит пожаловаться на страховщика в Центробанк.
Кстати, в Центробанке создано управление, которое занимается защитой прав потребителей. Только за прошедшие полгода в него поступило 32 тысячи жалоб. Из них 62 процента именно по поводу оформления договора ОСАГО. В последнее время Центробанк даже проводит проверки у страховщиков: в офисе продаж может "случайно" оказаться представитель мегарегулятора, который не вмешивается в процесс заключения договоров, но следит за ситуацией. Эти проверки проходят "гласно", то есть страховщики предупреждены о наличии такого клиента в офисе. Но даже такое присутствие заставляет клерков держать себя в руках.