19.07.2015 22:00
Экономика

Александр Новак: Топливо четвертого класса может остаться в обороте

Министр энергетики Александр Новак о ценах на бензин и о начале добычи нефти в Арктике
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №157 (6728) Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №161 (6732)
Минэнерго не прогнозирует роста цен на бензин в следующем году, когда наши авто начнут заправлять только топливом пятого класса.
Читать на сайте RG.RU

На случай проблем есть план, как их нейтрализовать, сообщил "Российской газете" министр энергетики Александр Новак. Говорили мы и о рисках снижения потребления российского газа в Европе, и о невероятном, как его назвали эксперты, газопроводе в Индию, строительство которого становится все более актуальным.

Энергомост в Крым построят за 47,3 миллиарда рублей

Позже министр энергетики встретился с журналистами и прояснил ситуацию с поставками газа на Украину. А также Новак рассказал, кто сегодня управляет нефтяными ценами на мировом рынке .

Александр Валентинович, с 2016 года Россия все-таки переходит на бензин высокого экологического класса - "Евро-5"? "Евро-4" снимут с производства? Как отреагируют на это цены? Многие волнуются, что они пойдут в рост.

Александр Новак: Удорожание бензина никак не связано с переходом на потребление более высоких экологических классов автомобильного бензина.

И наша задача, чтобы с 1 января 2016 года сохранить те темпы, которые были ранее намечены по исключению из оборота марок неэкологичных. В частности, четвертого класса. Но окончательное решение будет принято правительством этой осенью.

А преимущество "Евро-5" очевидно. Люди его почувствуют. Экология будет более здоровой - лучше станет воздух, меньше выбросов в атмосферу. Экологический класс "Евро-5" - самый высокий, где практически тысячные доли вредных веществ и примесей по сравнению с "Евро-2" или "Евро-3". Это в тысячи раз более экологичный бензин.

Глава Минэнерго РФ: США влияют на цену нефти сильнее, чем Иран

Все это хорошо. А дефицита бензина не будет, который как раз и может подстегнуть цены? От одной марки откажемся, а производство другой потянем?

Александр Новак: Сейчас мы в министерстве как раз производим оценку баланса автомобильного бензина на следующий год.

И в случае необходимости, если не будет хватать бензина пятого класса, не исключено принятие решения, чтобы оставить в обороте и часть четвертого класса.

Эксперты вообще советуют не зацикливаться на бензине, а сосредоточиться на альтернативных видах топлива. Запасы нефти не вечны. Большие надежды, правда, связаны с Арктикой. Но международные экологи уверяют, что добыча здесь плохо скажется на климате. Так что с Арктикой?

Александр Новак: Мы пока только активно поддерживаем геологоразведочные работы, которые проводятся на Арктическом шельфе.

Там у нас очень много неразведанных месторождений, и есть только оценка ресурсов в размере 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Поэтому для начала надо подтвердить запасы.

Освоение же Арктического шельфа предстоит в периоде десяти лет.

На "Иннопроме" показали, как преобразовать ветер и свет в энергию

Германия в этом году значительно сократила закупки газа. ЕС давно уже движется как раз к альтернативному топливу. Как падение спроса отразится на нашей экономике? Вы анализировали новые сигналы?

Александр Новак: Безусловно, на потребление газа влияет повышение энергоэффективности, снижение энергоемкости. Тем не менее, в тех расчетах, которые делают эксперты, производят оценку потребления, мы все равно видим, что потребление газа в Европе будет расти, поскольку происходит оживление экономики. По нашим расчетам, около 100 миллиардов кубометров топлива будет дополнительно потребляться Европой.

А ее импортозависимость от газа будет расти в связи с тем, что собственная добыча на месторождениях снижается. Кстати, это одна из причин, почему сейчас снова возник вопрос о строительстве третьей и четвертой нитки газопровода объемом 55 миллиардов кубометров по "Северному потоку". Сейчас начинается проработка нового проекта, его технико-экономические обоснования.

Новак: Нефтегазовая отрасль адаптировалась к дешевой нефти

Александр Валентинович, проект газопровода в Индию эксперты называли "невероятным". В какой стадии он сейчас находится, каких усилий потребует его реализация?

Александр Новак: Во время визита президента нашей страны в Индию в конце прошлого года, индийские партнеры предложили рассмотреть целесообразность строительства газопровода из России в Индию.

Сейчас создана специальная рабочая группа, которая занимается проработкой технико-экономического обоснования этого вопроса. В целом, мы считаем, теоретически проект возможен. Только нужно просчитать экономику, оценить все политические факторы, транзитные риски.

А что у нас с производством сжиженного природного газа, (СПГ)? Есть прогнозы, что здесь мы можем стать "впереди планеты всей"?

Александр Новак: Есть несколько проектов, которые находятся в активной стадии проработки. Один из них реализуется. Например, завод "Ямал-СПГ", откуда первый газ пойдет уже в 2017 году.

Мы на него очень рассчитываем, это более 15 миллионов тонн газа в год. Сразу Россия становится одним из крупнейших поставщиков СПГ в мире.

Что касается других проектов - Балтийский завод СПГ, заводы во Владивостоке, на Сахалине - то все эти проекты дадут увеличение доли российского СПГ на мировом рынке до 15-16 процентов в 2030-2035 года. Сейчас - менее 5 процентов.

Энергетика Минэнерго