По итогам десяти лет правоприменительной практики вывод один: главная цель Градостроительного кодекса, который был принят в 2004 году, - переход на "правовую модель" градостроительного регулирования на основе правил землепользования и застройки (ПЗЗ) - не достигнута в полной мере. Конечно, такая ситуация неприемлема: девелоперам и застройщикам сложно ориентироваться в этом законодательном потоке, сложно реализовывать долгосрочные проекты.
Между тем градостроительство - это та отрасль, на которую мы возлагаем большие надежды для подъема всей российской экономики. Это тот локомотив, который тянет за собой многие другие отрасли, создает новые рабочие места, зоны активности и роста. Поэтому наша задача как законодателей обеспечить эффективное правовое поле, в котором градостроительная отрасль могла бы динамично развиваться. А значит, необходима разработка Стратегии градостроительной политики, направленной на устойчивое конкурентоспособное развитие строительной отрасли, сбалансированное территориальное развитие регионов и социальную стабильность в обществе. К счастью, сегодня минстрой активно занимается этими вопросами.
При этом депутатами предлагается придать особый статус территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории как видам градостроительной деятельности, направленным на планирование социально-экономического развития и повышение инвестиционной привлекательности прежде всего наших регионов.
Требуется оптимизировать законодательные инициативы и сконцентрировать усилия на разработке нормативной, технической, методической базы, обеспечивающей эффективное правоприменение и контроль за исполнением градостроительного законодательства с учетом норм смежных сфер деятельности.
В последнее время принципиальные изменения произошли в сфере саморегулирования. После принятых в конце прошлого года соответствующих законов этой весной произошло преобразование Национального объединения проектировщиков (НОП) и Национального объединения изыскателей (НОИЗ) в Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ). Сейчас структура аппарата нового объединения и комитетов совета НОПРИЗ определена, завершается формирование членства в этих комитетах.
Реалии сегодняшнего дня настоятельно требуют от национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной отрасли активной позиции и согласованной работы под эгидой минстроя по реформированию системы технического регулирования отрасли.
Основные задачи в области технического регулирования содержатся в "дорожной карте", утвержденной в декабре прошлого года в правительстве РФ. Чтобы качественно, быстро и безопасно строить, требуется в первую очередь согласованная законодательная база, прежде всего в области техрегулирования.
Недопустима ситуация, о которой рассказывали на заседании Экспертного совета коллеги из МГСУ, когда преподаватели учат студентов - это будущее поколение строителей! - а сами не всегда могут быть уверены в действующих нормативных документах, которые стремительно принимаются и корректируются.
Необходимо обеспечить взаимную согласованность нормативно-технических документов (сводов правил, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, санитарных норм и правил) в строительной сфере. Исключить существующие коллизии между нормативно-техническими документами в отрасли, разграничить области применения процедур принятия стандартов, сводов правил (строительных норм) на национальном уровне. Кроме того, необходимо уточнить порядок подготовки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации.
Нужно ввести в практику квалификацию физических лиц, узаконить персональную ответственность за результат своей деятельности главных архитекторов и главных инженеров проектов, развить институт "главного архитектора" - эти вопросы определяются экспертным сообществом как наиболее приоритетные.