При секьюритизации традиционно выпускается минимум два класса долговых ценных бумаг, причем второй, "младший" выпуск, подчинен первому - "старшему" (владельцы младших облигаций принимают на себя основные риски неплатежа). В упомянутой выше знаковой сделке облигациям старшего класса был присвоен рейтинг сразу двумя международными рейтинговыми агентствами: BBB - по шкале S&P и Baa3 по шкале Moody s, который превысил на одну ступень суверенный рейтинг России и на четыре ступени - рейтинг самого банка-оригинатора по шкале Moody s.
Немаловажно, что при этом все размещавшиеся облигации старшего выпуска были приобретены рыночными инвесторами - такой результат в нынешних непростых условиях можно однозначно трактовать как свидетельство высокого интереса рынка к новому инструменту.
В ходе сделки был решен целый ряд непростых задач: были впервые применены на практике многие новые нормы российского права. Например, учреждено первое в России специализированное финансовое общество, открыты залоговые счета в пользу компании - эмитента облигаций, созданы структурные и договорные механизмы, позволившие получить высокий рейтинг для старших облигаций. Решена задача регулярного обновления пула, обеспечивающего облигации, за счет покупки новых автокредитов, налажен эффективный контроль за действиями компании-эмитента и финансовым состоянием покрытия.
Эта сделка проложила дорогу для последующих подобных размещений и формирования нового класса рыночных инструментов - облигаций, обеспеченных финансовыми активами (на международном сленге - ABS). А ведь до недавнего времени российское законодательство не позволяло секьюритизировать активы, не относящиеся к ипотеке: в частности, Закон "О рынке ценных бумаг" разрешал обеспечивать облигации залогом только других ценных бумаг и объектов недвижимости. При этом Закон "Об ипотечных ценных бумагах" дозволял выпуск ипотечных облигаций - их владельцам в залог передавалось так называемое ипотечное покрытие, состоящее в основном из закладных.
Такая ситуация делала невозможной секьюритизацию, скажем, тех же автокредитов или лизинговых активов на российском рынке. В результате банки или иные потенциальные инициаторы секьюритизации либо вообще отказывались от идеи секьюритизировать свои финансовые активы, либо прибегали к более сложной и дорогой трансграничной секьюритизации, когда активы передавались иностранной специальной компании и долговые ценные бумаги под переданные активы выпускались за рубежом.
И без того недостаточно ликвидный российский финансовый рынок терял целый класс ценных бумаг, которые при ином регулировании могли бы на нем обращаться. Ведь секьюритизация - это способ превратить хорошие, но малоликвидные активы (например, закладные, права требования по потребительским кредитам или кредитам малому и среднему бизнесу) в надежные и ликвидные ценные бумаги. По классической схеме секьюритизации банк, выдавший соответствующие кредиты клиентам, уступает права требования по таким кредитам (в случае с ипотекой - закладные) специальной, не зависимой от него компании. Эта компания, в свою очередь, выпускает на рынке долговые ценные бумаги, выплаты по которым обеспечены за счет денег, поступающих ей от должников по уступленным кредитам или закладным. За счет денег, вырученных от выпуска ценных бумаг, компания-эмитент расплачивается с банком за уступленные активы.
Секьюритизация открывает банкам доступ к относительно дешевому рефинансированию, то есть банки получают новые денежные средства взамен выданных клиентам, которые они могут потратить в том числе на выдачу новых кредитов. Это делает кредиты более доступными для граждан, а также малого и среднего бизнеса и помогает государству в решении ряда важных социально-экономических вопросов.
Именно такие надежные активы представляют особый интерес и для институциональных инвесторов, таких как управляющие компании негосударственных пенсионных фондов. Сегодня на российском рынке доступно не так много активов, в которые могли бы инвестироваться "длинные" пенсионные деньги.
Словом, проблема была очевидна. И ее надо было решать. Подготовка законодательной базы для секьюритизации широкого круга финансовых активов в России началась еще в 2007 году - к работе были привлечены представители банковского сектора и юридического рынка. Возникали параллельные, мало совместимые друг с другом законопроекты, однако процесс притормаживался еще более остро стоящими вопросами, требующими незамедлительного решения.
Однако создание на базе Банка России единого регулятора финансового рынка, поддержка и внимание его руководства придали этой инициативе новый импульс. В итоге в конце 2013 года на российском рынке секьюритизации произошла настоящая революция: были приняты поправки в ряд законов и в первую очередь в Закон "О рынке ценных бумаг", которые ввели в оборот новый вид облигаций - облигации с залоговым обеспечением денежными требованиями. 1 июля 2014 года эти долгожданные поправки вступили в силу. Параллельно Банк России выпустил все подзаконные акты, минимально необходимые для секьюритизации финансовых активов. Теперь в рамках российского правового поля.
Вся эта большая работа сделала возможной первую на российском рынке сделку по секьюритизации неипотечного кредитного портфеля. Не переоценивая значение этого знакового события, эксперты рынка однозначны в своем мнении: начата новая глава в истории российского рынка ценных бумаг. Глава, которая, как можно обоснованно надеяться, будет продолжена иными рыночными размещениями обеспеченных облигаций: в рамках секьюритизации иных видов потребительских кредитов, кредитов малому и среднему бизнесу, требований по договорам участия в долевом строительстве, лизинга, факторинга и других финансовых активов. Глава, которая, хочется верить, сыграет свою роль в реализации приоритетной для экономики России задачи по повышению привлекательности российского права и укреплению российского финансового рынка.