Средняя доходность НПФ составила 4,81% годовых, а те, кто доверил инвестиционный портфель в управление частных управляющих компаний, получили доходность 1,04% годовых. Для "молчунов", накопления которых инвестировались в рамках расширенного портфеля государственной управляющей компании - ВЭБа, доходность составила 2,6%.
При этом, как отмечается в обзоре, прошлый год стал самым сложным для НПФ за всю историю их развития. К падению финансового рынка прибавилась неопределенность в судьбе накопительной компоненты, сопровождавшейся заморозкой пенсионных накоплений граждан. В течение 2014 года в НПФ не поступали новые средства, не менялось и количество застрахованных лиц. К середине 2015 года объем пенсионных накоплений в фондах достиг почти 1,5 трлн руб. (46% всех средств пенсионных накоплений).
За последние два года ускорился процесс консолидации пенсионных игроков, что связано с созданием систем гарантирования и акционированием. Больше 20% пенсионных накоплений управляют НПФ, конечные бенефициары которых - госкомпании, госбанки или субъекты РФ. На долю крупнейших частных групп приходится свыше 60% накоплений. По итогам кампании 2013-2014 в НПФ, вошедшие в систему гарантирования, поступило около 400 млрд руб. новых средств. Отчетность Банка России за II квартал должна отразить результаты "разморозки", что может изменить позиции отдельных фондов и групп.
Совокупные средства пенсионных накоплений преимущественно инвестировались в облигации. На конец 2014 года в облигации всех видов было инвестировано 66,4% (в т.ч. в негосударственные - 34,9%), в банковские депозиты - до 21% от совокупного портфеля. Однако в этом году регулятор заявил о пересмотре ограничений на вложения в банковский сектор. Для НПФ максимальная доля банковских активов к концу года будет снижена с 80% до 40%.
"Нужно понимать, что у регулятора есть множество различных требований и ограничений к структуре финансовых вложений, - отметил аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко. - Это сделано, чтобы ограничить возможные риски по портфелю, учитывая высокую социальную значимость вложений. Сейчас в РФ предпринимается попытка развития внутреннего рынка долга, а также институтов "длинных" денег, которые могли бы использоваться для реализации долгосрочных инфраструктурных проектов, которые, в свою очередь, стали бы фундаментом для долгосрочного развития экономики страны". Доходность НПФ, по оценкам эксперта, станет более прогнозируемой и сильнее будет зависеть от деятельности конкретных управляющих, а не ситуации в стране.
Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) предлагает ввести с 2018 года долгосрочную модель выбора варианта пенсионного обеспечения с периодичностью раз в пять лет. Также в ассоциации считают необходимым по умолчанию вернуть с 1 января 2016 года тариф взносов 6% на накопительную пенсию, который был "обнулен" в 2014-2015 гг., и продлить право смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию до конца 2017 года. Соответствующее письмо было направлено в минфин, минэкономразвития и ЦБ. "Предлагаемая модель 5-летнего периода смены страховщика позволит НПФ диверсифицировать инвестиционный портфель, включив в него более рисковые, но высокодоходные инструменты", - считает президент НАПФ Константин Угрюмов. По его словам, предлагаемый рынком порядок будет способствовать дальнейшему росту ресурса "длинных" денег в стране и формированию устойчивости российской экономики.
"На наш взгляд, инициатива правильная, - отметил директор по развитию бизнеса УК "Райффайзен Капитал" Игорь Кобзарь. - Продление срока выбора позволит гражданам, кто еще не определился, успеть его осуществить. Положительным моментом является то, что к настоящему времени почти все системообразующие НПФ прошли проверку ЦБ и вступили в систему гарантирования вкладов, что существенно повышает их надежность для застрахованных лиц. Пятилетний период смены страховщика действительно позволит НПФ не перестраховываться, ориентируясь на горизонт в 1 год, а существенно увеличить этот срок".
С письмом к тем же ведомствам обратилась и Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР). В нем отмечается, что запрет на переход граждан в негосударственные пенсионные фонды после 2015 года по существу является отсроченной отменой накопительного элемента. Как считают в ассоциации, постепенное ограничение притока средств в пенсионные фонды снизит эффективность НПФ для граждан, уже передавших им накопительную часть, а для граждан, не передавших до 2016 года накопительную часть пенсии в НПФ, - возможности поиска более эффективной альтернативы по своему пенсионному обеспечению. В ассоциации предлагают сохранить возможность перехода граждан в НПФ после 2015 года, ограничив их частоту также 5-летним периодом - для синхронизации с периодом гарантирования пенсионных накоплений.