По словам директора департамента инновационных рынков, члена правления РВК Гульнары Биккуловой, с точки зрения инвестиционной активности пока не видно существенного спада по количеству и объему сделок. Большинство сделок традиционно закрывается в последний квартал - тогда можно будет оценивать результаты года, считает эксперт. Из небольших изменений, добавила она, видно уменьшение среднего размера сделки на посевной стадии, что может свидетельствовать о возросшем уровне требований к качеству проектов со стороны инвесторов и повышении активности бизнес-ангелов, инвестирующих в проекты гораздо меньшие суммы. "Уменьшилось количество синдицированных сделок с участием международных инвесторов в России, которые остаются по-прежнему в наблюдательной позиции по отношению к российским стартапам", - добавила Биккулова. Большинство российских венчурных фондов инвестируют в "локальные" стартапы, ориентированные на потребности российского рынка. В связи с этим многие фонды стали обращать больше внимания на проекты, предлагающие решения по импортозамещению международных технологий.
А вот, по мнению управляющего партнера стартап-акселератора iDealMachine Сергея Фрадкова, многие российские фонды стали меньше инвестировать в российские стартапы и больше - в иностранные. "Также значительно упало количество сделок на ранних стадиях, но это немного компенсируется повышенной активностью бизнес-ангелов. Однако "выходов" у компаний продолжает быть мало, что мешает активности инвесторов. Качество проектов не улучшилось, но и не упало - мы смотрим больше сотни заявок в месяц и видим очень мало профильных и толковых", - отметил эксперт.
Управляющий портфелем Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев считает, что с экономической точки зрения сейчас самый правильный момент для выхода стартапов на международные рынки. "Экспортные доходы с текущим курсом доллара являются достаточно привлекательными для отечественных компаний. В связи с тем же самым курсом доллара российская разработка стала намного более экономически привлекательной", - отметил он. Вместе с тем международная экспансия имеет один основной недостаток - высокую стоимость. "Расходы, которые надо будет понести за границей, будут так же высоки, как и доходы. Проще всего проводить международную экспансию b2c-компаниям, которые могут проводить много дешевых итераций. Сложнее приходится b2b-компаниям, так, для такого проекта системный выход на международные рынки будет стоить сегодня от 50 млн рублей", - отметил Негодяев.
По словам Гульнары Биккуловой, судя по тем сделкам, которые анонсировались в первой половине 2015 года, на сегодня около 90% сделок, как по количеству, так и по объему, касаются проектов в области ИТ, Интернета и телекома. "Если говорить про проекты более ранних стадий, которые мы наблюдаем в акселераторе GenerationS, можно сказать, что количество наукоемких технологических стартапов увеличивается. Кроме того, появляются междисциплинарные проекты (находящиеся на стыке двух или нескольких индустрий). Это означает, что структура предложения на венчурном рынке постепенно меняется", - добавила она.
С тем, что сфера ИТ остается фаворитом рынка венчурного капитала, согласилась и Людмила Голубкова. По ее словам, под "ИТ" следует понимать не только программное обеспечение, но и программно-аппаратное, которое становится все более "софтверным". Акцент на алгоритмические и платформенные решения не случаен, считает эксперт. Современные приборы, устройства, пользовательские гаджеты сами по себе не нужны: требуется обеспечить их связанность. "В приборостроении все больше доминируют модульные конструкции. В робототехнике "железные человеки" уступают место маленьким "черным ящикам", управляющим разными объектами. Новое качество получает интеграция: идет переход с закрытых, "тяжелых" решений на быстро интегрируемые друг с другом, облачные, "легкие", - отметила Голубкова.
Взаимодействовать со стартапами продолжают и крупные компании. По словам члена правления, вице-президента по управлению персоналом МТС Михаила Архипова, искать вдохновение важно не только на рынке, но и во внешней среде, и в этом активно помогают стартапы и конкурсы по поддержке инноваций, где компания может выбрать перспективный проект и вместе с автором идеи претворить его в жизнь. "Таким ярким примером взаимодействия оператора со стартап-сообществом является конкурс "Телеком Идея", который уже пять лет выбирает на открытом рынке наиболее перспективные проекты для дальнейшего развития, - рассказал эксперт. - Таких примеров очень много. Это стартапы, использующие инфраструктуру компании, мобильные приложения, расширяющие спектр услуг оператора, социальные инновации. В этом году конкурс стал отраслевым треком стартап-акселератора GenerationS, организованного РВК, и собрал 307 заявок на участие от стартапов со всей страны. Это мощный потенциал для развития не только мобильного оператора, но и всего рынка телекоммуникационных услуг".