Пожаловался на порталы Союз руководителей служб безопасности Урала и, как оказалось, не зря: проверка установила, что на сайтах размещена информация "о способах совершения хищений из магазинов, обналичивания денежных средств с украденных банковских карт, проникновения в частные дома, избежания уголовной ответственности за совершение хищений, а также объявления о продаже оборудования для демонтажа защитных устройств, похищенных товаров". Но это только верхушка айсберга, подобных сайтов и групп в социальных сетях куда больше, при этом количество зарегистрированных пользователей на некоторых из них превышает отметку в 70 тысяч.
Идейные воришки
Шоплифтинг переводится с английского как "воровство в магазинах". Новое поколение магазинных воришек гордо именует себя на иностранный манер шоплифтерами, утверждая, что сей англицизм - не просто облагороженное название криминальных деяний, а целая субкультура. Движение стало активно распространяться в США в 60-70-х годах прошлого века. Немалую роль в этом сыграла культовая книга Эбби Хоффмана, в которой магазинные кражи рассматриваются как акт борьбы с буржуазным правительством и корпорациями, зарабатывающими сверхприбыли на простых покупателях с помощью запредельных наценок. Российские шоплифтеры на своих интернет-страницах тоже едва ли не объявляют войну мировому капитализму, вот только на самом деле многочисленные последователи этой философии вряд ли руководствуются чем-либо, помимо скуки, жажды адреналина и любви к халяве.
"Вчера пошел гулять с друзьями. Друзья совсем обнаглели, показал им магазин, так они туда по пять раз в день заходят, ничего не оплачивая. Пошел я в этот магазин, беру "Алоэ" и "Ред Булл" и кладу в рюкзак. Как только подхожу к кассе, продавщица кричит: "Показывай, что в сумке, быстро!" Я сразу врубаю дурачка: "А, точно, забыл оплатить, спасибо, что напомнили". Полиция приехала, опросила. Я заплатил и ушел, а им еще и штраф за ложный вызов", - ничем не примечательная среди тысяч других история из группы шоплифтеров. Хотя концовки отличаются: кому-то везет, а кто-то, пережив горький опыт встречи с охранниками и полицией, божится, что "больше никогда", и советует другим не рисковать.
- По моим личным наблюдениям, молодые люди чаще начинают совершать хищения без особой необходимости и без понимания, что это нарушение законодательных норм. Скачок воровства происходит в группе от 13 до 25 лет. Отчасти в связи с подменой понятий, что шоплифтер - это круто, где-то - в рамках игры и бахвальства друг перед другом. Очевидно, что существующих профилактических мер недостаточно, - прокомментировал руководитель службы безопасности одной из крупных торговых сетей Екатеринбурга.
В этих подростковых играх сайты, форумы и группы шоплифтеров играют провокационную роль, публикуя советы, рассказы о технике и лазейках в сфере магазинных краж, делая из суммы "улова" предмет для соревнования. Впрочем, опытные шоплифтеры не стремятся совершать кражу на сумму более тысячи рублей, чтобы, даже если попадутся, не понести уголовную ответственность.
Начальник службы безопасности поведал, что их отдел проводит мониторинг всех ресурсов российских шоплифтеров, однако пока охранники ничего нового для себя не узнали.
- Все эти фокусы известны тем, кто занимается вопросами предотвращения потерь и безопасности, - объяснил он "РГ".
Кто больше?
Хотя шоплифтеры и не изобрели велосипед, но свою лепту в немалые убытки магазинов вносят регулярно. Согласно результатам GlobalRetailTheftBarometer, ежегодного всемирного исследования ретейлерских потерь, в 2013 году подростки младше 18 лет совершили почти четверть (23 процента) всех магазинных краж в России, тогда как средний показатель по Европе - 15 процентов.
И все же, как ни странно, посетители украли у торговых сетей меньше, чем их собственные сотрудники: 32,9 и 33,3 процента соответственно. Мошенничество поставщиков и ущерб от административных ошибок составили еще 7,6 и 26,1 процента потерь магазинов.
Если говорить об убытках в целом, Россия заняла третье место среди европейских стран и шестое в мире по финансовым потерям в магазинах за 2013 год - они составили 1,35 процента товарооборота, или 6,648 миллиарда долларов.
- У ретейлеров есть определенная процентная норма так называемых "неизвестных потерь", куда по большей части относят хищения. Этот процент зависит от типа торгового объекта. В нашей сети на неизвестные потери списывается 0,4 процента товарооборота, в денежном эквиваленте это миллионы рублей, - рассказал "РГ" Константин Сергеев, директор по безопасности одной из торговых сетей и руководитель исполнительного комитета некоммерческого партнерства "Союз руководителей служб безопасности Урала".
Если у зарубежных исследователей речь идет об утерянных миллиардах долларов, то в официальной статистике Федеральной налоговой службы России урон исчисляется миллионами рублей. По их данным, за 2014 год ретейлеры потеряли 930 миллионов из-за "недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытка от хищений, виновники которых не установлены". Возможно, такое расхождение в цифрах в определенной мере объясняется порядком списания убытков от хищений при уплате налога на прибыль. До прошлого года российские магазины самообслуживания могли отнести потери от воровства к внереализационным расходам только при наличии постановления следователя о прекращении уголовного дела либо приостановлении следствия, получить которое было на практике почти невозможно. После долгих разбирательств в начале апреля 2014 года Минфин РФ вынес решение о том, что для подтверждения суммы убытков от краж достаточно первичных документов, свидетельствующих о понесенных затратах. Иными словами, до этого момента ретейлерам было невыгодно заявлять ФНС о воровстве: украденное облагалось налогами точно так же, как и реализованное.
Жертвы забывчивости
Может быть, шоплифтеры и оправдывают свои похождения идеей борьбы с буржуазией, но страдают от этого точно не владельцы магазинов, а простые добропорядочные покупатели. Ведь торговые сети в любом случае включат свои риски в цену товара, причем это будет не только прямой ущерб от краж, но и расходы на содержание охранников и систем видеослежения. Так, по данным Global Retail Theft Barometer, на меры по предотвращению потерь российские ретейлеры в 2013 году потратили 1,3 процента своих доходов, или 6,4 миллиарда долларов, заняв четвертое место в мире по процентному соотношению.
Еще один результат растущей подозрительности работников магазинов - реальные человеческие жертвы. Всем памятна история о бабушке-блокаднице и трех пачках масла в феврале текущего года: 81-летнюю Раузу Галимову сотрудники петербургского универсама заподозрили в краже и вызвали полицию, в отделении старушка скончалась. Запись с камер видеонаблюдения показала, что масло завалилось в тележке под сумку, из-за чего пожилая женщина забыла его оплатить. После громкого скандала Ассоциация компаний розничной торговли, объединяющая 37 крупнейших торговых сетей страны, заявила о начале разработки этического кодекса общения с клиентами.
- В нашей инструкции для персонала есть отдельные правила о "забывчивых покупателях". К этой группе относятся беременные женщины, женщины с малолетними детьми, дети, лица с явными признаками инвалидности и люди преклонного возраста. Если был установлен случай неоплаты товара, первые два раза его просто фиксируют, забывчивого покупателя просят заплатить и отпускают, только на третий раз его передают полиции, - рассказал Константин Сергеев.
- Я бы не стал утверждать, что на людях сказывается геополитическая ситуация, санкции, уровень жизни, понижение заработной платы, сокращения, и они идут воровать. 10 процентов воруют всегда, 10 - никогда. 80 процентов могут пойти на это, если будет возможность. При правильной организации системы безопасности в магазине эти 80 процентов будут под контролем и потери станут минимальными, - комментирует руководитель службы безопасности другой торговой сети, пожелавший сохранить инкогнито.
Тем временем в Екатеринбурге бороться с магазинными кражами решили системно и сообща: Союз руководителей служб безопасности Урала не так давно запустил инновационную информационно-аналитическую систему при поддержке УМВД России по Екатеринбургу. С ее помощью непойманного похитителя смогут опознать по видео и сообщить о нем службам безопасности соседних торговых объектов, а также сотрудникам полиции. К системе на Урале присоединились уже более 10 крупных торговых сетей, а с 2016 года планируется организовать взаимодействие с другими регионами.
По мнению представителей некоммерческого партнерства, веб-ресурсы шоплифтеров - общедоступные распространители "секретов" воровского дела - дают тем самым 80 процентам оружие в руки. Именно поэтому противодействие им должно стать постоянной заботой общества.
Кстати
Наиболее популярны у магазинных воров всего мира модные и мобильные аксессуары, электроинструменты, алкогольная продукция и косметика. В УМВД России по Екатеринбургу "РГ" рассказали, что из местных супермаркетов, кроме перечисленного, чаще всего пропадают батарейки, компакт-диски, видеоигры, кроссовки, нижнее белье и канцелярские принадлежности, среди продовольственных товаров - кондитерские и колбасные изделия. Были и курьезные случаи, когда похищали велосипеды или… пять кило свежемороженой рыбы.