Объявлявший себя ранее прихожанином Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) Петр Порошенко стал первым украинским президентом страны, который День крещения Руси встретил не в Киево-Печерской Лавре, древнейшем центре русского православия. Вместо этого он посетил литургию во Владимирском соборе - куда более молодом храме, захваченном после обретения независимости т.н. "Украинской православной церковью Киевского патриархата" (УПЦ КП), которая с точки зрения канонического православия является сектой, не признанной ни одной из церквей восточного обряда.
Вдохновившись общением с самозванным "патриархом" Филаретом, Петр Порошенко сделал несколько "сенсационных" исторических открытий. Например, заявил, что своим решением принять православие и окрестить своих подданных бывший новгородский князь Владимир осуществил "сознательный европейский выбор" и стал "полноправным членом политического клуба европейских монархов, что сформировало и нашу связь с Западом". Истории неведомо, кто был председателем помянутого Порошенко элитного клуба в 988 году. Возможно, английский король Этельред Второй "Неразумный" или византийский император Василий Второй "Болгаробойца". Бесспорно только, что в темные века начала расцвета феодализма "политических клубов" на континенте не было. Да и принятие православия Владимиром означало связь как раз с Востоком, а не с Западом, если вспомнить об истории взаимоотношений Рима и Константинополя.
На этом историческом открытии Порошенко не остановился и заявил, что Святой Владимир "давал отпор орде, которая двигалась с востока". Понятно желание Порошенко сравнить так и не найденные за полтора года российские войска на Донбассе с ордынскими конниками, вот только нашествие наследников Чингисхана началось на 200 с лишним лет позже кончины крестителя Руси.
Вольное обращение с историческим фактами на Украине в последнее время не грех, и вряд ли спичрайтеры Порошенко понесут за это заслуженное наказание. В конце концов, если следовать современным украинским историкам, сам по себе современный человек появился три миллиона лет назад именно на Украине, и потому отсчет существования Евросоюза от времен царя Гороха - не великий грех по меркам канцелярии Порошенко.
Гораздо опаснее обращение Порошенко к идее создания единой украинской автокефальной церкви, которую он озвучил на встрече с Вселенским Патриархом Варфоломеем I. Идея эта не нова - с нею, как с писаной торбой, носился еще его бывший политический патрон, кум и благодетель Виктор Ющенко. К сожалению, после каждой исторической смуты на территории нынешней Украины возникала новая церковь - греко-католическая, подчиненная Ватикану - в конце ХIV века, Украинская автокефальная (УАПЦ) - после 1917 года, УПЦ КП - после 1991 года. Все они являются неканоническими, не признаны иными православными церквями, все так или иначе воевали с правопреемницей и продолжательницей той веры, которую принес на территорию Руси Святой Владимир - Русской православной церковью (РПЦ) и находящейся с нею в близком каноническом родстве УПЦ МП.
Потому и бродит не первый год в киевских кабинетах идея создать некую единую украинскую автокефальную поместную церковь, независимую от РПЦ, и под омофором все того же Филарета: бывшего киевского митрополита, проигравшего патриаршие выборы в 1990 году Алексию II, ударившегося в гордыню и раскол, извергнутого за то из сана и преданного анафеме.
У идеи есть несколько проблем. Например, нежелание канонических православных церквей - Болгарской, Греческой и других - вступать в каноническое общение с раскольниками. Неспособность самого Филарета, славящегося своей заносчивостью, договориться с той же УАПЦ об объединении, хотя и те и другие "окормляют духовно" нынешних нацистов (УАПЦ занималось этим еще во время Второй мировой войны). Наконец, позиция УПЦ МП - самой авторитетной и массовой украинской церкви, не приемлющей такой перспективы, подвергающейся сегодня гонениям на государственном уровне, переживающей нападения боевиков на храмы и убийства священников со стороны прихожан УПЦ КП в балаклавах с автоматами. Вчера скончался киевский священник Роман Николаев, расстрелянный неизвестными "патриотами".
И тем очевиднее, что повернувшись всем корпусом к Филарету и его идее, украинский президент поощряет межконфессиональный раскол и делает все, чтобы он перешел в горячую фазу. Благо украинские СМИ уже открыто обвиняют УПЦ МП, ее предстоятеля митрополита Онуфрия и в целом прихожан в "непатриотичности", совершенно не замечая, что накануне в Киеве прошел крестный ход, собравший более ста тысяч человек - едва ли не больше, чем было когда-то на "майдане".
Между тем
В среду, не приходя в себя, после трех дней нахождения в коме, скончался священник Московского патриархата Роман Николаев, который был ранен неизвестными в Киеве вечером 26 июля двумя выстрелами. 29 июля в собственной квартире был обнаружен труп монахини киевского Фроловского монастыря РПЦ Алевтины. Она пришла домой, чтобы помыться и переодеться перед тем, как лечь на операцию. Тело монахини со связанными руками и следами пыток нашел ее племянник.
Подготовил Андрей Васильев
Протоиерей Игорь Якимчук, секретарь Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям в Русской православной церкви Московского патриархата:
- Могу сказать только, что светские люди, будь то политики или эксперты, плохо представляют природу Церкви, если считают, что проблему раскола можно решить административным путем. Им кажется, что, механически объединив Церковь с раскольниками, они получат так называемую Единую церковь.
На самом деле дело обстоит совсем не так. Церковь не может объединяться с раскольниками. Есть только один путь исцеления раскола - это покаяние самих раскольников и возвращение их в Церковь.
В любом случае процесс преодоления раскола это внутреннее дело Церкви. А "внешние" люди, все те же политики или эксперты, конечно, могут иметь свое суждение по этому поводу... Но Церковь сама будет решать, как преодолевать свои проблемы.
Подготовила Елена Яковлева