03.08.2015 21:03
Власть

Сергей Лавров в Катаре обсудил с Джоном керри сирийскую проблему

В Катаре у Сергея Лаврова был "марафон встреч"
Текст:  Екатерина Забродина (Доха)
Российская газета - Федеральный выпуск: №170 (6741)
Сергей Лавров побывал с рабочим визитом в Катаре, где главу МИД России принял эмир страны. За один день российский министр успел встретиться почти с половиной коллег из монархий Персидского залива, которые в эти дни собрались в Дохе, и с госсекретарем США Джоном Керри. Ситуация в Сирии стала одной из главных тем переговоров. Был у Лаврова в Катаре и спортивный интерес: как известно, в 2018 году Россия готовится принять чемпионат мира по футболу, а катарцы перенимают эстафету в 2022 году.
Читать на сайте RG.RU

Под палящим солнцем Катара, где российский министр не частый гость, Сергея Лаврова встречали на самом высоком уровне. С утра он отправился в канцелярию катарского правителя, где главу МИД РФ принял Тамим бен Хамад аль Тани. В 2013 году, после отречения от престола своего отца, он стал самым молодым из катарских эмиров и действующих монархов в мире. Тридцатипятилетний аль-Тани известен тем, что всячески пропагандирует среди подданных здоровый образ жизни, и эмират регулярно принимает у себя всевозможные спортивные первенства. Ранее на Смоленской площади сообщили, что у Сергея Лаврова будет возможность обсудить в Дохе подготовку к мундиалю и обменяться опытом с катарцами.

Сергей Лавров: Наносить авиаудары по Сирии недопустимо

Сегодняшний день стал для него настоящим дипломатическим марафоном. Как отметил источник в российском МИД, министры иностранных дел арабских стран буквально выстроились в очередь на аудиенцию к Сергею Лаврову. Лавров успел встретиться со многими представителями государств Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, проведя двусторонние встречи с коллегами из Омана, с главой МИД принимающей стороны Халедом аль-Атыей, а также трехстороннюю - с министром иностранных дел Саудовской Аравии Аделем аль-Джубейром и госсекретарем США Джоном Керри. Не обошлось без курьезов. Так, оманец Юсуф бен Алауи пришел на встречу с Сергеем Лавровым с… кинжалом, который болтался у него за поясом.

- Я оставил оружие дома, - пошутил российский министр.

Впрочем, повестка переговоров не давала особых поводов для улыбок. Угроза терроризма, в том числе со стороны запрещенной в РФ группировки "Исламское государство", непрекращающаяся вот уже почти пять лет война в Сирии, хаос в Ливии, тревожная ситуация в Йемене, где коалиция арабских стран при участии Катара наносит удары по позициям хуситов - шиитских повстанческих отрядов, пробуксовка палестино-израильского урегулирования - вот самые наболевшие вопросы, которые поднял глава российской дипломатии.

Чуркин: РФ поддержит предложения эмиссара ООН по урегулированию в Сирии

Как пояснил дипломатический собеседник "РГ", катарцы были рады возможности из первых уст ознакомиться с инициативами Москвы по сирийскому мирному процессу. Напомним: наша страна уже дважды предоставляла площадку для консультаций представителям сирийского правительства и антиасадовских сил, которые находят поддержку в Дохе, выступившей три года назад одним из гарантов Женевских соглашений. Примечательно, что одна из встреч Сергея Лаврова была с Ахмедом Муазом аль-Хатибом, с ноября 2012 по март 2013 года возглавлявшего Сирийскую национальную коалицию революционных и оппозиционных сил. Аль-Хатиб, который остается авторитетным религиозным деятелем и богословом, ранее бывал в Москве, хотя и критиковал позицию России, которая настаивает на легитимности президента Сирии. "Мы готовы принимать в Москве и представителей СНК, и других сирийских оппозиционеров - лишь бы они сами были готовы общаться друг с другом", - признал высокопоставленный источник в российском МИД.

В плотном графике российского министра нашлось время и для главы политбюро палестинской группировки ХАМАС Халеда Машаля, который появился в комнате для переговоров в явно приподнятом настроении и с большой "свитой".

- У меня сегодня первый день после отпуска, столько всего надо сделать, - начал по-английски Лавров.

- Приветствую вас в Дохе, - воскликнул глава палестинской группировки, который, по данным источников "РГ", в последнее время постоянно находится в катарской столице и пользуется покровительством местных властей.

- Доха уже как дом родной? - улыбнулся глава российского МИД.

- У палестинцев сейчас много домов, - философски изрек хамасовец.

- Мы хотим, чтобы у палестинцев был один дом. И Россия будет обсуждать, как добиться этой цели, - заверил его Сергей Лавров. Услышав это, Машаль склонил голову и приложил руку к сердцу.

ООН: В Сирии в результате конфликта погибли 250 тысяч человек

Особенно пристальное внимание арабских СМИ было приковано к переговорам Сергея Лаврова с главой МИД Саудовской Аравии и госсекретарем США, который прилетел в Доху для участия в заседании глав МИД монархий Персидского залива. Лавров и Керри, которые, как шутят наблюдатели, стали почти неразлучны, встретились в Дохе спустя всего пару недель после того, как в Вене отпраздновали окончание изнурительного дипломатического марафона - многолетних переговоров "шестерки" международных посредников и Ирана.

Дипломатические источники "РГ" подтвердили: приоритетной темой переговоров с американцами и их главными союзниками в регионе - саудовцами - был для нас сирийский вопрос. При этом сам Керри накануне озвучил цель своего турне - донести до арабов суть ядерной сделки с иранцами, которую суннитские монархии Персидского залива восприняли настороженно. Керри прилетел к катарцам прямиком из Египта, где светский режим военных находится в остром конфликте с катарскими властями.

Сейчас госсекретарю США приходится распутывать "гордиевы узлы" в регионе, еще туже затянувшиеся после "арабской весны", которую Вашингтон в свое время горячо приветствовал. На этом фоне для Джона Керри, который считает ближневосточное направление своим "коньком", как никогда важно остаться в одной "упряжке" с Москвой, несмотря на многие разногласия. "Успешное соглашение по Ирану - пример таких общих усилий, который Вашингтону выгодно продемонстрировать", - признают в российском МИД.

Внешняя политика Катар МИД