"Российская газета" встретилась с заместителем министра строительства и ЖКХ Еленой Сиэрра, чтобы узнать, будет ли усилен ведомственный надзор и что предполагается изменить в стандартах сферы строительства.
Елена Одулиовна, трагические события, связанные с обрушениями жилых помещений в Перми и Омске, вызывают вопрос: что необходимо предпринять, чтобы подобного не происходило?
Елена Сиэрра: Причины произошедших трагедий еще выясняют следственные органы. Но уже сейчас можно предположить, что нарушения были либо в эксплуатации зданий, либо в результате неправильной перепланировки. Чтобы не допустить этого в будущем, общественный совет при Минстрое России выступил с инициативой выстроить централизованную систему архитектурно-строительного надзора под контролем ведомства.
Еще одна причина трагедий - это, очевидно, безответственность. Все, что касается безопасности, написано кровью. Человек, входя в свой дом или квартиру, не должен даже допускать мысли о том, что это ненадежно. Ведь мы надеемся, что люди, подписавшие разрешение на перепланировку на первом этаже, являются профессиональными инженерами, которые проводят расчеты по несущим конструкциями. А если этого не происходит? Мы становимся заложниками головотяпства, которое периодически происходит на местах. Этого допускать нельзя. Государство отвечает за безопасность, и минстрой, являясь регулятором строительства, в первую очередь ставит во главу угла безопасность. И это еще один довод в пользу инициативы нашего общественного совета.
А может быть, проблема в том, что у нас недостаточно жесткие стандарты в строительстве? Сейчас в стране существует единственный технический комитет - ТК 465, который занимается стандартизацией в этой сфере. Справляется ли он с задачами, которые на него возложены?
Сиэрра: Строительство - это огромная сфера деятельности с большим количеством подотраслей. Кроме всем известных изысканий, проектирования и строительства есть еще отдельные направления, такие как сейсмобезопасность, энергоэффективность, технологии информационного моделирования зданий и сооружений, производство стройматериалов, градостроительство и множество других. Регулированием всех этих подотраслей действительно занимается единственный строительный технический комитет в стране - ТК 465 "Строительство". В его деятельности участвуют ведущие фундаментальные научно-исследовательские институты, учебные институты в области строительства, общественные строительные организации и ассоциации.
Но кроме научных институтов разработкой норм может заниматься и бизнес. В 1990-е годы зачастую правительству было это выгодно, потому что это очень затратная деятельность. Но обратная сторона медали - лоббирование определенных интересов. Сейчас у государства появилась возможность снова взять на себя эту обязанность, хотя последствия предыдущих решений мы сегодня ощущаем на себе. Кроме того, бизнес не решает то, что его в данный момент не касается. Такая практика приводит к недостатку научных фундаментальных разработок. А также к устареванию нормативной базы, которая все эти годы понемногу дорабатывалась. Стоит сказать, что за четыре года существования ТК 465 был сделан рывок по обновлению всей действующей нормативной базы - актуализировано 78 строительных норм и правил (СНиП), разработано 44 новых сводов правил. Но этого явно недостаточно, несмотря на то что ТК 465 вошел в шестерку ведущих технических комитетов страны.
Наконец, с этого года мы начали системную работу в области техрегулирования. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство посчитало для себя возможным и необходимым выделить средства на это направление. Строительство, как один из самых серьезных локомотивов для развития экономики, имеет мультипликативный эффект. Его развитие тянет за собой качественный рост целого ряда других отраслей. Именно поэтому стройка - это универсальное средство от экономических кризисов.
Из-за кризиса многие расходы серьезно сокращаются. Интересно, сколько пойдет из госказны на реформирование сегмента технического регулирования?
Сиэрра: На этот год на реформирование системы сметного нормирования и технического регулирования государство выделило 1,8 млрд руб. Это беспрецедентная сумма. Программа планируется на три года. Финансирование дальнейших двух лет будет определено дополнительно и во многом будет зависеть от того, как мы себя покажем. Это очень серьезное испытание для нас, всех наших институтов и, конечно, для ТК 465. Для сравнения, Минрегиону России в последний год его работы на научно-исследовательскую деятельность было выделено 10 млн руб. У нас уже есть утвержденный большой план работы на этот год, и мы обязаны с ним справиться.
В мае этого года минстрой инициировал обсуждение реструктуризации Технического комитета 465 "Строительство" с профессиональным сообществом. С чем было связано такое решение, если, как вы сказали, ТК 465 входит в шестерку лучших технических комитетов страны?
Сиэрра: В состав комитета сегодня входит более 150 научно-исследовательских институтов. И задача минстроя и, соответственно, ТК 465 - правильно наладить их работу. Это чисто административная функция. Мы предложили увеличить количество подкомитетов так, чтобы каждый занимался отдельным направлением. Всего их будет 28, часть из них я уже называла: градостроительство, энергоэффективность и другие. Поэтому, конечно, необходимо, чтобы каждым из этих направлений занимались узкопрофильные специалисты. Но подкомитеты должны действовать внутри одной системы, как часовой механизм, чтобы не было того положения, которое сейчас, к сожалению, имеется. Создается множество самостоятельных комитетов, которые выпускают различные нормативные документы. А впоследствии выясняется, что они не только не согласованы между собой, но еще и противоречат друг другу. Мы пытаемся этому противостоять.
Минстрой не собирается возвращаться в прошлое и действовать по принципу максимального регулирования. Хрестоматийный пример - это ГОСТ, который устанавливал, где в школе должен стоять горшок с цветком. Таких практик мы не ведем и не будем вести. Но базовые нормы, которые в Перечне 1521, должны соблюдаться. Они обеспечивают исполнение ФЗ-384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Главное слово здесь - "безопасность".
Приходилось слышать, что этот перечень активно критикуют эксперты…
Сиэрра: Да, его сегодня критикуют, но он проходил обязательное по закону общественное обсуждение, был размещен для ознакомления и предложений на портале regulation.gov.ru.
А замечания и предложения мы будем рассматривать в рамках госзадания ФАУ "Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве" по актуализации Перечня 1521.
Кроме того, реструктуризация ТК 465 должна сформировать благоприятные условия для быстрого и эффективного внедрения инновационных материалов и технологий. Кстати эту же цель преследует и наша инициатива по созданию единого федерального строительного инновационного научно-исследовательского центра.
Расскажите, пожалуйста, об этом центре поподробнее.
Сиэрра: Мы планируем, что центр будет состоять из представителей всех строительных научно-технических центров и вузов страны. Его целью станут создание крупнейшего экспертно-диагностического и испытательного центра строительных конструкций, фундаментальные научные исследования, помощь ТК 465 в работе над нормативно-технической документацией. И в том числе, конечно, подготовка профессиональных кадров, которой мы сегодня уделяем особое внимание.
Сейчас мы разворачиваем работу по привлечению в отрасль молодых людей. И упор делаем, конечно, на науку. Задача состоит в том числе в привлечении в наши научно-исследовательские институты молодых специалистов, которые смогут перенять огромный накопившийся опыт и толкать отрасль вперед. Ведь у нас есть и уникальные лаборатории на базе МГСУ и в ведущих институтах, например, в Институте строительной физики. Кроме того, регулярно проводятся международные научные конференции. Научное взаимодействие, между прочим, не останавливалось ни на минуту, даже в условиях взаимных санкций. Ведем совместные разработки с нашими западными коллегами и сегодня. Наука - она не знает границ.
А те специалисты, которые работают сейчас, должны подтверждать свою профпригодность?
Сиэрра: Что касается ныне работающих кадров, то мы уже начали работу по созданию системы переподготовки на базе Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса совместно с Главгосэкспертизой. Мы должны быть уверены в экспертах, в их профессиональном уровне. С тем стремительным ростом научных знаний и разработок, изменений в законодательстве уже недостаточно получать звание эксперта раз и на всю жизнь. Придерживаемся того, что должно быть постоянное обучение, человек должен подтверждать свою квалификацию.
Начнем с себя. Первая группа пройдет переподготовку уже в августе этого года. Она будет состоять из 250 представителей региональных отделений Главгосэкспертизы.
Это, наверное, станет первым шагом к повышению индивидуальной ответственности экспертов, например, путем введения индивидуальных печатей. Я говорю сейчас о личной ответственности ГАПов и ГИПов (главные архитекторы и главные инженеры проектов. - Ред.). Коллективная ответственность никогда не работает. Важно, чтобы человек знал о возможности уголовного преследования. Это, согласитесь, станет серьезным дополнительным стимулом для повышения ответственности за свои судьбоносные росчерки пера. И тогда трагические случаи, о которых мы говорили вначале, будут сведены до минимума.
В завершении нашей беседы не могу не спросить: почему председателем ТК 465 являетесь вы? В том, что эту должность занимает замминистра строительства и ЖКХ, больше плюсов или минусов?
Сиэрра: Вы правы, здесь, так же, как и везде, есть две стороны медали. ТК 465 по нашему новому плану реструктуризации должен будет состоять из 28 подкомитетов, каждый из которых возглавит профессионал и авторитет в своей сфере. Сейчас у нас уже есть список кандидатур на эти должности. Научно-исследовательские институты, ассоциации, учебные заведения предлагали своих кандидатов в состав технического комитета. С каждым из них проводилось отдельное собеседование. Потом состав обсуждался с профессиональным сообществом. Получилось широкое представительство. Здесь стоит сказать, что работа в ТК не оплачивается и ведется на добровольной основе. То есть в комитете хотят работать, конечно, потому что это показатель профессионализма, и главное - это возможность реализовать свои научные разработки.
Существует мнение, что комитет не должен возглавлять представитель исполнительной власти, потому что существует риск цензуры. Но с другой стороны, сформировался симбиоз власти и науки, который должен дать позитивный результат. У Минстроя России есть возможность использовать ТК 465 для реализации государственной политики в сфере строительства, двигаться в заданном направлении быстрее и эффективнее. А у комитета, соответственно, есть доступный и действенный инструмент решения проблем научного сообщества.
Я считаю, что мое председательство в комитете - временное явление. Это необходимо сейчас, когда мы начинаем серьезную работу по техническому нормированию. В любом случае основная работа будет идти на уровне подкомитетов.
1960 - Родилась в Москве.
1985 - Окончила Московский государственный университет по специальности "Экономист", "Преподаватель политэкономии". В начале трудовой деятельности работала преподавателем, занимала руководящие должности в коммерческих структурах.
2010-2012 - Руководитель аппарата, первый заместитель префекта ЮАО г. Москвы.
2012-2013 - Заместитель руководителя Департамента государственной политики в сфере строительства и архитектуры Министерства регионального развития Российской Федерации.
2013 - Заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
декабрь 2013 - Назначена заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.