Суйфэньхэ находится на российско-китайской границе практически прямо напротив российского Уссурийска. Это город, который возник из небольшой деревушки, которая в 1980-е годы с точки зрения экономического значения ничего собой не представляла, но за прошедшее время стал развитым мегаполисом, обогатившись на торговле с Россией, вспоминает профессор, руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. Сейчас это крупная агломерация с развитой инфраструктурой и множеством развлекательных заведений для туристов. Долгое время Суйфэньхэ был аванпостом Китая в вопросе взаимоотношений с Россией.
"Для жителей Уссурийска и близлежащих районов установлен безвизовый режим въезда в Суйфэньхэ. Они не могут уехать дальше, но на этой территории они могут спокойно торговать. Главная проблема с валютой всегда заключалась в том, что и китайцы, и русские довольно много теряли при конвертации денег", - рассказывает собеседник "РГ".
Идея ввести прямое обращение рубля появилась еще в 2014 году. Такой режим вписывается в общую концепцию перехода на прямые расчеты в национальных валютах при проведении торговых операций. Суйфэньхэ станет лишь первым экспериментом, считает Маслов. Следующим китайским городом, где введут в обращение рубли, может стать Хэйхэ, расположенный через границу от Благовещенска.
"Русские будут расплачиваться рублями в целом ряде магазинов, которые присоединились к этой программе. В этом прежде всего заинтересованы наши туристы и малые и средние торговцы", - рассуждает эксперт. Однако, по его мнению, взаимный оборот национальных валют между Россией и Китаем вряд ли распространится дальше нескольких приграничных зон и будет иметь не очень большой масштаб.
На самом деле рубли ходили в Суйфэньхэ в качестве расчетной валюты и раньше, знает Маслов. "Прямо на выходе из таможенной зоны стояли китайцы, которые меняли рубли на юани и наоборот. Хотя никого за это не наказывали", - говорит он. Сейчас фактическое положение вещей узаконили.
В будущем валютные отношения между Россией и Китаем будут только расширяться, считает Алексей Маслов. Так, намечается использование между банками двух стран механизма валютных свопов. То есть российская кредитная организация размещает рубли в китайском банке, а тот, в свою очередь, аналогичную сумму в юанях - здесь. И во время торговли между странами происходит взаимозачет по этим счетам, вместо перебрасывания, пускай и электронных, денег.
При этом собеседник "РГ" добавляет, что для России во введении оборота юаней существует определенная опасность, связанная со сцецификой китайских финансов. "При введении юаня в оборот предполагается, что он является абсолютно устойчивой валютой. Но как показали события мая - июля этого года, китайский рынок не такой стабильный, как было принято считать. А курс юаня регулируется распоряжениями Народного банка Китая. Как следствие - мы можем только предполагать, каков на самом деле реальный курс юаня к доллару", - говорит Маслов.
И на этом российская сторона может однажды серьезно "обжечься", если китайский рынок постигнет кризис. А ведь китайская экономика не столь устойчива, как многие привыкли думать, предупреждает эксперт.