Как заметил один из слушателей концерта, известный хоровой дирижер и директор Таллинского музыкального училища им. Г. Отса Эстонии Аарне Салувеер, в этой оратории композитор поделился с нами божественным "планом развития", осуществленного по принципу "подумал-сделал". Гайдн, живший тогда в Вене, позаботился о том, чтобы в его творении всем - и знатокам, и людям неискушенным - все было понятно. Историю о шести днях творения, включая создание Адама и Евы, он взял из седьмой главы поэмы Джона Мильтона, в основе которой был текст Библии (Бытие I и II). Не без дидактического пафоса ее излагают три архангела: Габриэль (сопрано Альфия Камалова), Уриэль (тенор Юхан Тралла) и Рафаэль (бас Марчин Брониковски).
Библейское величие произведения особенно эффектно резонировало в стенах древнего монастыря, существующего сегодня в формате музейной сокровищницы и фирменного знака города - гигантской руины с сохранившимися стенами.
Конструктивность божественных намерений была воспринята израильским режиссером Рэном Артуром Брауном и британским художником-постановщиком Джастином Ариенти как прямое руководство к действию. Команда постановщиков воспользовалась щедрой палитрой выразительных средств - от чудесного Таллинского камерного оркестра с его острым аутентичным гайдновским звучанием до физического театра, акробатов из датской компании Stunt 360. Последние парили под сводами и бесстрашно управлялись с огнем в пиротехническом шоу.
Постановщики разместили знаменитый хор "Латвия" на всех ярусах сцены, которые, выходя в зрительский амфитеатр, давали ощутить сопричастность всех к непростому акту конструирования мира. Во всем чувствовались наивность и искренность - свойства, без которых Господу никогда бы и не увидеть своего одновременно простого и сложного создания.
Фестиваль Биргитты с первых дней стремится к миротворческому синтезу, и постановка "Сотворения мира" стала мощным прорывом в этой области, доказывая истину "Мир есть любовь". Флаги более десятка стран, включая Россию на самом видном месте, красуются в монастырском дворе.
В этом году каждый из шести дней творения фестиваля обещает публике максимальную полноту чувств. Здесь выступят и солисты Мариинского театра Юлия Махалина и Ксандер Париш в "Шехеразаде" Римского-Корсакова, и мировая дива Барбара Хендрикс в шоу "Бродвейские страсти". В обычно трагически завершаемой "Аиде" Верди режиссер и художник в одном лице Мадис Нурмс обещает впервые в истории ее постановок хэппи энд.
Среди акцентов фестиваля - эстонская премьера спектакля "Репетиция оркестра" в постановке Георгия Исаакяна. Московский режиссер в мультимедийном представлении по мотивам знаменитого фильма Феллини собирается философски пофантазировать на тему "что есть театр".