11.08.2015 00:20
Общество

В половине российских компаний запретили посещать соцсети

В рабочее время сотрудникам запрещено посещать соцсети
Текст:  Татьяна Батенёва
Российская Бизнес-газета - : №31 (1010)
В половине российских компаний действуют гласные или негласные правила, регламентирующие поведение сотрудников в соцсетях. Самая популярная мера борьбы с излишней активностью сотрудников в Интернете - блокирование или запрет доступа в соцсети или Интернет с рабочих компьютеров. Это выяснил исследовательский центр портала Superjob.ru, опросив работников и работодателей.
Читать на сайте RG.RU
"ВКонтакте" начал показывать рекламу поверх видеороликов

Однако выяснилось, что сотрудники умеют обходить ограничения: "Доступ заблокирован, но все входят с телефона или через анонимайзер. С этим явлением бесполезно бороться", - ответил один из опрошенных. Есть и другие ограничения - о соблюдении коммерческой тайны в соцсетях, о корректности высказываний, отсутствии нецензурных выражений и откровенных фото. Компании запрещают сотрудникам размещать негативные комментарии о месте работы - любую информацию, порочащую организацию, коллег, руководство и клиентов. Иные работодатели бывают против размещения любой информации о компании, публикации фото сотрудников в спецодежде или с рабочего места. Никак не регламентируют поведение своих сотрудников в соцсетях лишь 39% российских компаний.

Крупный бизнес чаще блокирует доступ сотрудников в соцсети и устанавливает запреты на разглашение информации, имеющей отношение к коммерческой и государственной тайне. Малый реже устанавливает какие-либо правила поведения в соцсетях. Случаи, когда сотрудники неосторожным поведением в соцсетях вызвали негативные последствия, не так часты - их отметили всего 2% пользователей соцсетей в возрасте старше 18 лет. Замечания работодателей на эту тему чаще получают мужчины, чем женщины, и молодые сотрудники (до 24 лет) - чаще, чем те, кто старше.

Но регламентация поведения в соцсетях - не единственное ограничение, которое требуют от своих сотрудников в компаниях. Что еще может оказаться под запретом?

Павел Дуров обвинил "ВКонтакте" в трусости

- В компаниях есть запреты как формальные, так и неофициальные, - рассказывает руководитель PR-направления Job.ru Анна Чуксеева. - Первые свойственны банкам, госструктурам, закрытым организациям. Ограничения связаны чаще всего с дресс-кодом, строго фиксированным графиком работы, штрафом за опоздания. В банках для работников фронт-офисов (специалисты по работе с клиентами) могут быть прописаны даже правила о том, что может находиться на рабочем столе. Скорее всего, ничего - ни телефона, ни стакана воды, ни личных вещей. В одной из крупнейших российских компаний работодатель давал рекомендации по стилю и даже маркам одежды, макияжу, размеру украшений, вплоть до количества колец на руках. Некоторые запреты диктуются правилами безопасности и защиты информации. Например, известны случаи, когда личные отношения между специалистами компаний-конкурентов приводили к увольнению одного из них. Кстати, любовные романы внутри коллектива немалая доля компаний тоже не приветствует, хотя сердцу, как известно, не прикажешь. Неформальные запреты негласно формируются в корпоративной культуре или в коллективе. Это не столько запреты, сколько сложившиеся традиции. Например, не разговаривать по мобильному телефону с рабочего места, не обсуждать личные дела вслух, общаться с коллегами по электронной почте или, наоборот, максимально использовать вербальные коммуникации.

- У нас запреты связаны с характером работы, - рассказал "РГБ" сотрудник одной из крупных торговых сетей. - Запрещено находиться в торговом зале без униформы, кассирам не положено уходить с рабочего места на перерыв без разрешения менеджера. Продавцам не рекомендовано иметь длинные ногти, яркий лак, слишком заметный макияж. В отделах, где есть контакт с неупакованной продукцией, запрещено работать без перчаток. А в социальных сетях в рабочее время нам и так сидеть некогда, даже если очень захочется.

СМИ и соцсети