11.08.2015 00:41
Экономика

Эксперт: Сбор с 12-тонников - логичный способ пополнения дорожных фондов

Количество неналоговых платежей для бизнеса растет
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №31 (1010)
Предложение президента Владимира Путина зафиксировать на ближайшие четыре года в стране действующие налоговые условия (об этом он говорил в Послании Федеральному Собранию в декабре 2014-го) вселили в автоперевозчиков надежду, что сборы с 12-тонных грузовиков с ноября этого года все же не введут. Но, похоже, им не суждено оправдаться. А как же заявление президента? Увы, средства, которые предстоит взимать с 12-тонников и более тяжелых грузовиков за проезд по федеральным автодорогам, под категорию налоговых платежей не попадают, ибо, как "РГБ" объяснили в Торгово-промышленной палате РФ (ТПП РФ), налоговыми органами не администрируются.
Читать на сайте RG.RU

"Здесь речь идет о парафискальном сборе, то есть сборе, поступающем исключительно в целевые фонды (в нашем случае это дорожные фонды. - Ред.), - рассказал зампред налогового совета ТПП РФ Дмитрий Фадеев. - Проблема в том, что сейчас насчитывается около 70 неналоговых платежей, которые разбросаны по разным отраслевым актам и никак не кодифицированы: патентные пошлины, михалковский сбор на болванки, третейский, консульский, экологический, торговый сбор и пр. Есть поручение президента РФ до 1 октября сформировать предложения, какие из них надо "перетаскивать" в Налоговый кодекс, то есть признавать налоговым платежом, что отменять, а что реформировать". "В минэкономразвития сейчас действует рабочая группа по неналоговым платежам. Предложение включить этот сбор в НК РФ поступало, но не нашло поддержки. Договориться о его отсрочке тоже не получилось. Но при этом договорились, что тариф будет пересмотрен", - добавил главный эксперт юридического департамента ТПП РФ Александр Селиванов.

Три компании получат почти 950 миллионов рублей на импортозамещение

Впрочем, недавно обнародованные минфином основные направления налоговой политики на 2016-2018 годы устанавливают мораторий и на увеличение неналоговых сборов, к коим, как мы выяснили, "оброк" с 12-тонников и относится. Однако этот сбор продекларирован еще Федеральным законом от 06.04.2011 N 68-ФЗ. Изначально плату планировали ввести с 1 января 2013 года, потом перенесли на 1 ноября 2014-го. Но и в первом, и во втором случае из-за неготовности концедента и концессионера в очередной раз передвинули на 15 ноября 2015 года. Так что то, что этот сбор существует пока только на бумаге, чистая, хотя и очень приятная для перевозчика, случайность.

Напомним, что согласно постановлению правительства РФ N 504 от 14.07.2014 г., пробег 1 км по федеральной трассе должен был обойтись в 3,5 руб. с грузовика. Меньше чем через год постановлением N 474 от 18.05.2015 тариф уже пересмотрели - до 3,73 руб. за 1 км. Перевозчики считают его неадекватным. "Плата за перевозку в упомянутом размере приведет к удорожанию примерно на 10% себестоимости услуг автоперевозчиков. И в зависимости от доли логистики в общей цене груза конечная инфляция может составить на отдельные виды товаров до 1-3%", - считает директор стратегического развития компании "ПЭК" Иван Варламов. Начальник отдела организации автомобильных и железнодорожных перевозок DPD в России Юрий Минаков оперирует цифрами примерно такого же порядка: "По нашим расчетам, стоимость услуг перевозчиков возрастет от 8 до 15% в зависимости от маршрута и увеличит расходы перевозчика на транспортировку на 7-8%".

"Чтобы нагляднее продемонстрировать влияние введения платы за проезд по федеральным трассам, рассмотрим, к примеру, рейс Москва - Екатеринбург. Расстояние между городами составляет 1700 км. Соответственно, исходя из тарифа 3,5 руб./км, за проезд придется заплатить 5950 рублей. При стоимости рейса 80-90 тыс. руб. доля составит около 7%", - посчитал руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов.

По мнению замруководителя Росавтодора Дмитрия Прончатова, будущий сбор с 12-тонников - наиболее логичный способ пополнения дорожных фондов, в отличие от того же транспортного налога, исчисляемого от мощности двигателя (у некоторых легковушек она больше, чем у грузовиков, в отличие от снаряженной массы), и акциза с моторного топлива. При этом, сообщил он "РГБ", негативное воздействие на дорожное покрытие от грузовика тяжелее 12 тонн в несколько тысяч раз больше, чем от легкового авто.

В целом ущерб, наносимый большегрузами нашим дорогам, оценивается Росавтодором ежегодно более чем в 1 трлн руб. Конечно, эта статистика немного лукава: весь объем урона относится именно на тяжеловесы. Хотя, к примеру, по левой полосе МКАД фуры и не ездят, а колейность там возникает через полгода после укладки нового асфальта...

"Считаю, что не стоит вводить плату за проезд во время кризиса. Рынок перевозок и так сильно упал, запросов от клиентов для транспортных компаний стало значительно меньше, что ведет к снижению тарифов и угрожает рентабельности бизнеса", - сообщил "РГБ" Александр Дьяконов.

Пока дорожники рассчитывают собирать каждый год с 12-тонников около 50 млрд руб. Причем эти деньги на будущий год уже заложены в региональных дорфондах на реализацию транспортных проектов. Так что, даже если все перевозчики поставят большие фуры на прикол и массово пересядут за баранки "газелей", эти деньги с них все равно возьмут. А уж соответствующий нормативный акт на эту тему непременно появится.

Налоги