Наиболее благоприятный деловой климат относительно I квартала нынешнего года сложился в оптовых фирмах, реализующих социально необходимые группы товаров: пищевые продукты, парфюмерию, косметику и фармацевтику.
"Спрос на фармпродукцию слабо подвержен воздействиям внешней среды (люди всегда болели и будут болеть, а лечиться надо). Да, цены на некоторые препараты выросли (более чем на 20% к прошлому году), но сейчас очень много дженериков, которые имеют ограничение по цене, установленное государством, да и осведомленность населения растет. Поэтому темпы роста фармы замедлились, но рост все же есть, с той разницей, что генераторами роста становятся новые продукты, но на показатели по всей категории это не оказывает драматического влияния", - пояснили аналитики компании GfK Rus.
В худшем состоянии продолжают пребывать оптовики, реализующие товары длительного социального назначения. Особенно сложная ситуация сложилась в организациях, чья деятельность ориентирована на продажу автотранспорта и запчастей к ним, где произошло очередное торможение деловой активности.
Воздействие на состояние делового климата в оптовой торговле в первом полугодии 2015 года продолжает оказывать накопленная отрицательная динамика экономики 2014 года. Однако спад деловой активности прекратился, о чем свидетельствует замедление темпов снижения спроса и объема реализации товаров. Также начинает расширяться ассортимент продуктовой линейки. Это традиционно расценивается как первые признаки реабилитации торговой деятельности. Во II квартале этого года на "неплатежеспособность покупателей" ссылались 67% руководителей компаний, на "недостаток финансовых средств в компаниях" - 46%, а на "высокий процент коммерческих кредитов" - 38%.
"Итоги исследования достаточно точно и полно отражают состояние российской экономики. Потребление на сегодняшний день очень серьезно страдает из-за девальвации национальной валюты, роста стоимости импорта в рублевом эквиваленте, снижения реальных доходов домохозяйств, а также достаточно высоких ставок кредитования бизнеса вследствие того, что ключевая ставка ЦБ находилась на высоком уровне первого полугодия 2015 года, - отметил Андрей Люшин, заместитель председателя правления Локо-Банка. - Если говорить о поведении населения, то оно вполне укладывается в общие правила экономии при возникновении кризисных явлений в экономике. Рост доли расходов на товары первой необходимости и социально важные в такие периоды опережает темпы роста доходов, что в конечном итоге приводит к сокращению остатка, который обычно расходуется на приобретение товаров длительного пользования и накопления. Понятно, что сейчас интерес к сбережениям значительно выше, нежели к покупкам дорогостоящих товаров".
Говоря об автомобильном рынке, эксперты отметили, что он находится в затяжном кризисе уже не первый год. Спад продаж новых автомобилей только в первом полугодии 2015-го составил 36,4%. "Сейчас приостановлено производство целого ряда моделей, с рынка ушли бюджетные модели, уровень производства корректируется с учетом спроса. То есть нет ничего странного в том, что автодилеры и оптовики, связанные с продажами автокомпонентов и запчастей, испытывают трудности", - добавил Андрей Люшин.
Предпосылок для восстановления потребительского спроса эксперты пока не видят. "Пессимизм тех, кто занимается продажей товаров длительного социального потребления, вполне понятен. Авторынок упал более чем на 40%, продажи бытовой техники после ажиотажа конца прошлого года обвалились на 30-35%, и никаких предпосылок для восстановления потребительского спроса на данный момент не наблюдается. Когда люди начинают экономить, они в первую очередь отказываются от дорогостоящих покупок, обновления техники и т.д. Именно поэтому мы видим такие негативные ожидания у бизнеса, - пояснил коммерческий директор ГК "Желдорэкспедиция" Евгений Можаев. - С другой стороны, люди гораздо менее охотно экономят на еде, лекарствах, товарах личной гигиены и т.д. При этом от этих категорий продукции невозможно отказаться полностью, даже если человек начинает экономить, он просто переходит в более бюджетную категорию, и бизнес может к этому адаптироваться, изменив ассортимент. До конца года мы не ожидаем существенной активизации потребительского спроса, поскольку экономика продолжает находиться в очень тяжелом состоянии, конъюнктура на сырьевых рынках негативная и курс рубля не добавляет уверенности оптовикам".
Деловой климат в любой ситуации будет зависеть от рыночных показателей. "Скорее всего, товары первой необходимости будут демонстрировать рост как в штучном, так и в денежном выражении, с некоторыми изменениями в ассортименте, что продолжит вселять уверенность в компании, работающие в данной сфере, - считают в GfK Rus. - Кроме того, важно различать тип оптового бизнеса. Крупные оптовые игроки, занимающиеся разными категориями товаров и имеющие возможность оперативно реагировать на вызовы рынка и менять фокус внутри своего ассортимента, скорее всего, будут продолжать демонстрировать относительную уверенность. Если же говорить о мелких и узкоспециализированных оптовых компаниях, то они будут в большей степени подвержены пессимистическим настроениям. Также важную роль играют общие макроэкономические и политические показатели, резкое изменение которых всегда будет крайне негативно влиять на общее настроение в бизнес-среде".