19.08.2015 17:54
Кемеровская область

Александр Геращенко: Кузбассу нужна стратегия золотодобычи

Золотодобывающей отрасли Кузбасса нужна молодая смена
Российская газета - Экономика Сибири: №0 (6755)
Только комплексный подход к освоению месторождений полезных ископаемых, в частности - золота, обеспечит надежное будущее не только геологоразведочной и горнодобывающей отрасли, но и всей территории Кузбасса. В этом убежден один из ветеранов геологии, учредитель проектной компании "НАИР" Александр Геращенко. В августе опытный эксперт в области разведки месторождений драгметаллов, автор и составитель уникального сборника "Золото Кузбасса" отмечает 60-летие. С юбиляром встретился корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Александр Алексеевич, накануне юбилея хочется оглянуться назад, вспомнить то, что было сделано за эти годы, подвести итоги и наметить перспективы. Как вы пришли в геологию?

Александр Геращенко: В 1977-м окончил школу с золотой медалью, был общественником, секретарем комсомольской организации, поступил на геологический факультет Львовского государственного университета. После окончания вуза работал на Дальнем Востоке, БАМе, а затем на Тянь-Шане. И там познакомился с будущей женой. Забегая вперед, скажу: я уже около сорока лет счастливо женат. Наталья Ивановна - не только прекрасная женщина, она - один из лучших геологов Кемеровской области, специализирующихся на золоте, ведущий специалист областного фонда геологической информации. Дети - Кирилл и Анна - также работают в геологии.

В Кемеровской области мы вместе начинали в Томь-Усинской экспедиции: я - в должности начальника отряда, а жена возглавляла камеральную группу. В 1979 году я стал главным геологом отряда, потом главным геологом Средне-Терсинской партии Томь-Усинской экспедиции - одной из самых больших партий по золоту в Кузбассе. Именно в то время были разведаны практически все золотые россыпи Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Разведка и подсчет запасов на этих месторождениях производились с 1979-го по 1995 год при моем непосредственном участии в экспедициях.

Разведка велась круглогодично, в том числе и зимой, в условиях труднодоступной тайги. Численность экспедиции достигала четырехсот человек. В Средне-Терсинской партии под моим руководством работало сто человек, у нас были десятки единиц техники, буровых станков. Все это в тайгу доставлялось вертолетами, за счет государства, которое выступало заказчиком работ. За те годы были разведаны и поставлены на государственный баланс десятки тонн золота, в том числе на таких месторождениях как Средне-Терсинское, Нижне-Терсинское, Тайдон, Большой Тайдон, Алзас, Баянзас, Саянзас и т. д.

А в 1990-е в геологии наступило затишье. Это был период, когда люди уходили из отрасли, и я уехал на Украину, занялся предпринимательством. Но когда в 1998-м мне предложили должность главного геолога по золоту в Кемеровской области (Южсибгеолком), вернулся в Новокузнецк. Работал главным геологом по золоту при комитете природных ресурсов по Кемеровской области.

Хочется назвать имена людей, с которыми связаны начало моей профессиональной карьеры и самые теплые воспоминания. Это главный геолог Салаирской экспедиции Елена Михайловна Ярославцева, бывший гидрогеолог комитета природных ресурсов Кемеровской области Ольга Владимировна Постникова, бывший главный геолог по золоту областного комитета природных ресурсов Александр Александрович Кураев, а также уже ушедшие, к сожалению, из жизни: бывший главный геолог Западно-Сибирского геологического управления и Южгеолкома Юрий Ксенофонтович Березиков, бывший главный геолог Мартайгинской экспедиции Альберт Иннокентьевич Мостовской и главный геолог Томусинской экспедиции Юрий Владимирович Марчук.

А когда и как был создан "НАИР"?

Александр Геращенко: В 2003-м (я тогда был замом генерального директора артели "Аргут") золотодобытчики стали ощущать острую потребность в проектной организации, которая бы специализировалась именно на золоте. Выходит, что сама жизнь заставила создать такую компанию.

У "НАИРа" бывали разные периоды. Занимались и нерудным сырьем, широко распространенным в Кузбассе. Подсчитали запасы и сделали проекты по ряду подобных месторождений.

Что касается золота, то у нас в багаже - серьезные проекты по Полуденному Кундату, Прямому Кундату, Малому Кундату, Тулунчуку и т. д. Сегодня мы работаем с такими компаниями как артель "Аргут", "Сибресурс" и ГПК "Алтай". У них наиболее интересные перспективы развития, поэтому именно с ними связано будущее "НАИРа". В последнее время новые лицензии выдаются активно, процедуры проектирования упрощаются, поэтому объемы золотодобычи в ближайшие годы в Кемеровской области будут расти.

Практически все месторождения золота находятся на лесных землях. Значит, экосистему, нарушенную в результате активной отработки запасов, необходимо будет восстанавливать?

Александр Геращенко: Соблюдение экологических норм в процессе работы и восстановление экосистем, действительно, очень важны. Поэтому во всех наших проектах серьезную роль играют мероприятия по охране окружающей среды, в том числе и по правильному восстановлению лесных угодий. При этом стандартные подходы к рекультивации лесных земель уже устарели. Поэтому я приветствую то, что работающие с нами компании пытаются взаимодействовать с учеными.

В геологоразведочной отрасли сегодня большой дефицит кадров. Как вы решаете эту проблему?

Александр Геращенко: Я считаю, что "НАИР" ушел далеко вперед в отношении подбора кадров, поскольку ни в одной компании нет такого количества недавних выпускников вузов. Молодежь к нам приходит с горящими глазами, два-три года мы их учим, и они становятся хорошими специалистами. Правда, больших денег, в отличие от крупных компаний, мы платить не можем. Поэтому они уходят в ведущие проектные организации области. Ведь специалистов именно по золоту (и разведчиков, и проектантов, и тех, кто может грамотно подсчитать запасы) в Кузбассе практически нет.

В Кемеровской области трудятся сотни моих учеников - от главного геолога "Золотого Полюса" Владимира Бендиченко, главного геолога "Горной Геологии" Виталия Тенякшева до очень молодых специалистов. Скажем, Сергея Евтеева, главного специалиста по экологии, работающего в ООО "Кузбасспроект".

Я и сейчас частенько присутствую на защите дипломов, в частности, выпускников специальности "Открытые горные работы". И не раз выходил с инициативной об учреждении именных стипендий, чтобы студенты учились и защищали дипломы не только по углю, но и по золоту. И это можно было бы сделать на основе крупной добывающей компании.

А как возникла идея создать Геологический союз Кузбасса, у истоков которого вы стояли и были членом правления этой общественной организации?

Александр Геращенко: Идея объединения геологов региона в союз принадлежит Александру Николаевичу Мецнеру, тогда еще генеральному директору "Запсибгеологсъемки". Это было первое общественное объединение геологов, которое просуществовало, к сожалению, недолго. На самом деле союз, конечно, возможен и очень нужен. Не менее актуально и создание Союза золотопромышленников Кузбасса.

Пятнадцать лет назад был издан сборник материалов об истории, состоянии и перспективах золотодобывающей отрасли нашего региона. Какова история и цели его создания, есть ли планы по обновлению и переизданию "Золота Кузбасса" и насколько это возможно?

Александр Геращенко: Эта книга, приуроченная к 300-летию Горно-геологической службы России, создавалась в тот период, когда я работал главным геологом по золоту в областном комитете природных ресурсов. И пока, кроме этой книги, другого дайжеста по золоту в Кузбассе нет. И я неоднократно выходил с предложением выпустить эту книгу в расширенном, обновленном варианте. В ней сегодня есть очень большая нужда. Ведь это учебник и справочник для тех компаний, которые планируют участие в аукционах. В начале 2000-х издание профинансировали артели, которые существовали в тот период. Сегодня их уже нет, а новые предприятия пока не выражают желание поддержать такой проект. Хотя книга нужна недропользователям для того, чтобы они могли принять верное решение о покупке лицензии на тот или иной участок.

Сейчас на рынок снова стало приходить много маленьких компаний. Понятно, что условия аукциона позволяют участвовать в нем каждому желающему. Но я убежден, что объектами Кемеровской области должны заниматься те, кто живет в Кузбассе. И вообще, необходимо разработать стратегию развития золотодобычи в Кемеровской области. Будет стратегия - будут и некая координация действий, понимание, обратная связь.

Сейчас распределяются в основном небольшие притоки и речушки со скромными запасами россыпного золота, которые малорентабельны. Считаю, пора переходить к выдаче лицензий на более серьезные, в том числе и рудные объекты. А россыпные объекты неким образом объединить. На такие объекты предприятия будут заходить надолго, на десятилетия, создавая стабильные, а не временные рабочие места, реализуя серьезные проекты и неся ответственность за рекультивацию. Компаниям, которые будут отрабатывать такие объекты, неизбежно придется решать и социальные проблемы, создавать инфраструктуру, строить новые школы и детсады.

В заключение хотелось бы сказать: время неизбежно стирает из памяти прошедшее. И мы редко, особенно сейчас, вспоминаем тех людей, чье беззаветное служение геологии не поддается привычным критериям оценки. Среди многочисленных направлений сибирской геологии поиски и разведка золота всегда занимали весомое место. И в разные периоды это направление имело разную степень успешности. Сегодня невозможно не вспомнить добрым словом геологов, которые способствовали процветанию "золотой" отрасли Сибири. Это золотоискатели различных должностей и рангов. Некоторые из них так и остались рядовыми, другие занимают высокие должности в геологической службе не только в нашей области, но и по всей России. А некоторых, к сожалению, уже нет с нами. Однажды воспоминания навеяли такие строчки:

Золотые ребята ищут желтый металл,

Золотые ребята, сколько вас потерял…

Вы искали надежду, не жалея себя,

Уходили вы просто от меня в никуда.

Вновь стоит над тайгою этот терпкий туман,

Вновь плывет пред глазами ваших лиц караван…

И дай бог здоровья тем, кто сегодня продолжает плодотворно работать. Сегодня золотая отрасль переживает непростое время. Но хотелось бы верить, что трудные времена пройдут, и наш регион, стараниями молодых геологов и благодаря опыту старшего поколения, вновь займет ведущее место в России.

 

На правах рекламы

Кемеровская область Сибирь