20.08.2015 05:25
Экономика

Как Камчатку превратят в туркомплекс мирового уровня

Драйвером экономического развития Камчатки должен стать туризм
Текст:  Александр Филимоненко
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6755)
Из дальневосточных территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) эта стоит особняком. В кабмине Российской Федерации считают, что "Камчатка" - очень сложный, комплексный и красивый проект. О нем корреспондент "РГ" побеседовал с врио зампреда правительства Камчатского края Юрием Зубарем, который с самого начала принимает участие в работе по созданию территории опережающего развития.
Читать на сайте RG.RU

Юрий Михайлович, вы наверняка сравнивали проекты дальневосточных ТОСЭР. Как на их фоне выглядит "Камчатка"?

Юрий Зубарь: В Якутии, Магаданской и Амурской областях, в Приморье и Хабаровском крае проекты в основном точечные, они создаются под конкретный вид деятельности. Наша территория опережающего развития многопрофильная, включает сразу восемь инвестиционных площадок, которые дадут комплексное развитие всему полуострову.

Туристический поток на Камчатку увеличился на 30 процентов

ТОСЭР - не просто модный тренд, это необходимость. Камчатке есть что предложить. Во-первых, богатейшие морские биоресурсы. Во-вторых, туризм, который до сих пор находится в зародышевой стадии, но его перспективы огромны. Стоит задача - вывести отрасль на новый уровень, сделать ее услуги доступными для всех категорий населения. Ну и третье - наша горнорудная промышленность, золоторудные месторождения. Сами выбирайте, что поставить на первое место.

На Камчатке давно объявлено, что первоочередная задача - развитие туризма. На что делается упор с учетом очевидной слабости инфраструктуры?

Юрий Зубарь: Чтобы туризм начал развиваться, мы должны решить проблему транспортной доступности, поэтому упор сделан на морской порт и аэропорт Петропавловска-Камчатского.

Нынешняя пропускная способность аэровокзала всего лишь 240 пассажиров в час. Но в "Елизово" ежедневно приходят два "Боинга-777" из Москвы, которые нужно принять и отправить обратно - это полторы тысячи пассажиров. На несколько часов в аэропорту наступает коллапс. А ведь помимо них требуется обслужить рейсы из Хабаровска, Владивостока, Новосибирска, внутрикраевые. Пропускная способность международного сектора всего 50 пассажиров в час, поэтому нет возможности принимать регулярные рейсы зарубежных авиакомпаний.

Люди не ждут манны небесной от ТОСЭР, а надеются, что с ней будет легче. И не столько из-за льготного налогообложения, сколько из-за отсутствия административных барьеров

Три года назад аэропорт был передан в краевую собственность, началась работа по созданию концепции развития воздушной гавани и региональной авиации в целом. Проектирование нового здания аэровокзала завершается, в начале 2016-го мы приступим к строительству.

Интерес у инвесторов есть. Отбирать их будут на конкурсной основе. Мы в основном рассчитываем на российские компании, впрочем, состоялись переговоры со швейцарцами и итальянцами. Четыре миллиарда рублей для первого этапа реконструкции аэропорта - это частные инвестиции. Правительство региона войдет в проект имуществом - аэропортом, проектом реконструкции, с долей не менее 25 процентов. Оно готово также выступить как соинвестор.

Российские олимпийцы будут тренироваться на Дальнем Востоке

Пропускная способность нового аэровокзала составит 400 пассажиров в час. Причем международный сектор будет конвертируемым - при необходимости в такой режим можно перевести весь зал ожидания, если, например, прилетел большой лайнер из-за границы. Это значит, уже сейчас можно начинать договариваться с иностранными авиакомпаниями и партнерами об организации как регулярных, так и чартерных рейсов на Камчатку. Кстати, от старого аэровокзала мы не собираемся отказываться, в итоге пропускная способность аэропорта "Елизово" вырастет до 640 пассажиров в час.

Мы очень надеемся, что в этом году "Спецстрой России" все-таки введет в эксплуатацию вторую взлетно-посадочную полосу в "Елизове". Работа продолжается третий год, подрядчики сильно отстают от графика.

А что c морским портом?

Юрий Зубарь: Практически закончена предпроектная проработка первого этапа развития порта - строительства 700-метровой причальной стенки с глубиной 11-12 метров. Она позволит принимать любой пассажирский теплоход в мире и большие контейнеровозы. Морвокзал в Петропавловске-Камчатском должны сдать в эксплуатацию в 2016 году. По соседству с ним планируется обустроить туристический комплекс с отелями, выставочными площадями, яхтенным клубом мирового уровня - это одна из главных площадок нашей ТОСЭР. Она включает сопку Любви, ковш, обширную территорию бывшего судоремонтного завода "Фреза" и хладокомбината. Здесь будут причалы для яхт, зона для их обслуживания и хранения. Существующие угольные причалы переведут в северную часть города. Их собственник готов вложить более миллиарда рублей в реконструкцию.

Российских туристов не напугал взрыв в Таиланде

Стоит задача - из "сердца" Петропавловска-Камчатского сделать комфортную для людей территорию. Концепцию ее развития планируется завершить к сентябрю, а потом поэтапно приступить к реализации проекта, начав с обустройства марины. Кстати, будут здесь и вертолетные площадки, чтобы турист прямо с парохода улетел на вулканы или на рыбалку. Скажете, Нью-Васюки? Нет, Петропавловск-Камчатский! Все просчитано. К 2025 году Камчатка будет принимать до миллиона туристов - российских и зарубежных.

Отвлечемся от туризма. Агропромышленный блок - интересная часть ТОСЭР "Камчатка". В каком направлении планируется развивать сельское хозяйство?

Юрий Зубарь: По расчетам мы вполне сможем обеспечивать себя различными овощами высокого качества. У Камчатки есть уникальное преимущество: термальные воды - фактически дармовое тепло для обогрева теплиц. Нужно бурить новые скважины и возрождать старые, оставшиеся с советских времен, строить трубопроводы. Край готов вкладывать в это средства. С землей проблем нет - ее предостаточно. У агрофирмы "Зеленовские озерки" в Елизовском районе на первом этапе будет восемь гектаров тепличного хозяйства. В Паратунке, в поселке Термальном также станет развиваться это направление. А в поселке Нагорный нет термальных вод, зато есть возможность подвести газ для отопления теплиц. Пока доля таких хозяйств в регионе небольшая, но это только начало.

Люди не ждут манны небесной от ТОСЭР, а надеются, что с ней будет легче. И не столько из-за льготного налогообложения, сколько из-за отсутствия административных барьеров. Многое должно упроститься.

Справка "РГ"

Предполагаемая площадь ТОСЭР "Камчатка" - 1276 гектаров. Инвестиции в нее на первом этапе должны составить 34,6 миллиарда рублей, из них 6,5 миллиарда - бюджетные деньги.

Инвестиции Туризм Камчатский край Дальний Восток