И этот благой призыв наконец-то поддержало правительство и предложило внести изменения в федеральное законодательство в части оплаты труда работников. С 1 января 2016-го минимальная заработная плата будет 7198 рублей вместо нынешнего значения в 5985. А к 2020 году ее необходимо довести до уровня прожиточного минимума. Так, с 1 января 2017 года МРОТ должен составить 65 процентов величины прожиточного минимума трудоспособного населения, с 1 января 2018-го - 75, с 1 января 2019-го - 85, и наконец с 2020 года - 100 процентов.
Несомненно, повышение этого показателя - доброе дело. В переходных положениях законопроекта оговаривается, что его вступление в силу не должно негативно сказываться на действующих условиях оплаты труда каждого работника. Но каким-то таинственным образом в этот законопроект встроилась статья 3, в которой предлагается в расчет минимального размера оплаты труда включать компенсационные выплаты, в частности, лицам, работающим и проживающим на территории Крайнего Севера. То есть если сейчас должностной оклад умножается на коэффициент компенсационной выплаты, то с нового года "северных" и "дальневосточных" не будет, эти надбавки просто включат в пресловутые 7198.
При этом даже непонятно, какой все-таки размер процентной надбавки и коэффициента заложат в сумму МРОТ. Ставки компенсационных выплат на Дальнем Востоке серьезно отличаются в зависимости от конкретной территории: от 20 процентов на юге до 80 на севере.
Дальневосточные и северные надбавки начали вводить в 1930-е годы для привлечения населения на восток страны и закрепления его здесь. В 1960-е в перечень льготных включали новые территории, для освоения которых требовалась рабочая сила. В конце концов сложилась ныне действующая система - достаточно сбалансированная, отражающая условия жизни и труда в различных зонах с неблагоприятными климатическими условиями. Зачем же ее ломать?
В отказе от надбавок и коэффициентов явно усматривается лоббирование интересов крупного бизнеса, который придет на Дальний Восток с миллионными инвестициями и, возможно, построит соответствующую инфраструктуру, создаст рабочие места. Ведь правовые акты о территориях опережающего социально-экономического развития при всех их плюсах не предусматривают каких-либо гарантий компенсаций для живущих и работающих в Дальневосточном ФО людей. Устанавливается лишь более высокий размер заработной платы в ТОСЭР. А это непременно "подтянет" цены на услуги и продукты питания. Но ведь не все люди, живущие в восточных регионах, станут трудиться на предприятиях, организованных на территориях опережающего развития. Значит, они окажутся в заведомо проигрышном положении.
Могут возникнуть и другие сложности, связанные не только с заработной платой как таковой. Отказ от начисления надбавок и коэффициентов за работу в районах Крайнего Севера и на приравненных к ним территориях отразится на пенсионных и социальных выплатах. Сейчас к МРОТ привязана масса социально-экономических показателей, гарантий и пособий, в том числе оплата по листам нетрудоспособности, выплаты беременным и инвалидам.
Таким образом, из-за одной строки в законе, одного небольшого, на первый взгляд, уточнения нарастает огромный ком проблем. Фактически северные и восточные территории остаются без гарантированных сегодня государством обязательств перед живущими здесь людьми.
Настораживает, что не было и нет широкого общественного обсуждения этого законопроекта. И это показательно: в последнее время к подготовке федеральных законов все меньше привлекают экспертов. В России достаточно большое экспертное сообщество, в том числе и по вопросам права. К сожалению, что министерство труда и социальной защиты РФ, что правительство при разработке поправок в федеральные законы, касающиеся оплаты труда работников, мнением ученых и практиков интересовались очень мало. Да, текст был вывешен на regulation.gov.ru - официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Но широкого, детального рассмотрения экспертами и общественностью предлагаемых властями изменений организовано не было.
Показательно, что сам этот федеральный законопроект обсуждали на заседании российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений 29 мая 2015 года не в рамках повестки дня, а в разделе "Разное". То есть фактически его вывели из основной повестки как несущественный. После того как Федерация независимых профсоюзов дала отрицательную оценку данному законопроекту, минтруду было рекомендовано разослать этот документ в регионы, в местные трехсторонние комиссии. Предыдущие законопроекты - по пенсиям, по возможности снижения процентных надбавок и коэффициентов работающим и проживающим на территории Крайнего Севера - обсуждали. А поправки об исчислении МРОТ по новым правилам широкого обсуждения не получили. А ведь до начала действия предполагаемых изменений осталось четыре месяца с небольшим.