В то же время падение оборота рынка год к году замедлилось с 22% по итогам января - марта до 10% по итогам апреля - июня 2015 года. Ожидавшийся рост просрочки за счет активов, сформированных в IV квартале 2014 года, не состоялся. Наоборот, по сравнению с 01.04.2015 просроченные активы снизились на 1,6 млрд руб., до 1,8 млрд, что составляет 3,5% их совокупного портфеля на 01.07.2015. Доля просроченных активов в портфелях респондентов находится в диапазоне от 0,1% до 8,8%.
Структура оборота рынка в первом полугодии существенно не изменилась, однако набирает обороты факторинг без финансирования. За последние 12 месяцев его доля, по данным АФК, увеличилась с 8% до 13%, превысив 107 млрд руб. "Самым востребованным продуктом для клиента-поставщика по-прежнему является безрегрессный факторинг, - рассказал вице-президент, управляющий директор по факторингу Промсвязьбанка Виктор Носов. - И это логично: он сразу получает финансирование, а все риски, в том числе неоплаты дебитором, принимает на себя фактор. Естественно, это сказывается на стоимости продукта. Но сами факторы не готовы брать на себя все эти риски в том объеме, как того хотят клиенты, особенно в текущей экономической ситуации. И если доля безрегрессного факторинга последние годы росла быстрее по отношению к регрессному факторингу, то по итогам 2015 года она, не сомневаюсь, начнет сокращаться". По словам директора дирекции инновационного развития НФК Дарьи Николаевской, бизнес отдает себе отчет в том, что новые экономические условия требуют более строгого, но бережного отношения к вопросам кредитования контрагентов и управления дебиторской задолженностью. "Лучше перестраховаться, заплатив фактору 2,5 - 4,5% от поставки, но уберечь себя от возможных потерь выручки", - отметила она. Также, по словам эксперта, на рынке растет спрос на экспортный факторинг в страны СНГ. Рубль подешевел, продукция, производимая в России, стала более конкурентоспособной, а рынок на территории постсоветского пространства остается ключевым рынком сбыта для многих компаний.
В отраслях доля факторинга выросла в обрабатывающей промышленности и промышленном секторе в целом, снизилась в сфере услуг и оптовой торговле. "Мы видим интерес к факторингу и со стороны неторговых отраслей, особенно в последнее время, - рассказал генеральный директор ВТБ Факторинг Антон Мусатов. - Связано это со сложной ситуацией на рынке, которая стимулирует компании меняться и искать новые пути развития: пересматривать стратегию, оптимизировать расходы, привлекать дополнительные источники финансирования и повышать эффективность использования заемных средств". Виктор Носов отметил, что сейчас факторинг - это в том числе инструмент по финансированию импортозамещения, позволяющий поддерживать российских производителей в непростой экономической ситуации. "К факторингу появился интерес со стороны клиентских сегментов, которые ранее категорически отказывались от продукта", - добавил эксперт. Николаевская рассказала о том, что факторы все чаще получают обращения от тех компаний, которые поставляют товар или оказывают услуги государству. Однако по законодательству эти компании не могут уступать право требования к государству третьим лицам, что исключает возможность оказания им услуг.
По словам экспертов, факторинговые компании сегодня уделяют повышенное внимание оценке рисков. "Мы грамотно выстроили систему риск-менеджмента еще после кризиса 2008 года. И эта система позволяет нам иметь факторинговый портфель высокого качества, - рассказал Виктор Носов. - Конечно, в декабре прошлого года никто не знал, что будет с рублем, что будет со ставками, что будет с нашими клиентами, поэтому всем факторам без исключения пришлось еще ужесточить системы". Он отметил, что сейчас компания смотрит на "самочувствие" клиентов, на платежную дисциплину дебиторов и постепенно возвращается к докризисным условиям.
"Мы стали больше внимания уделять анализу не только объема долговой нагрузки, но и графика платежей, поскольку нам важно понимать, насколько текущая динамика выручки позволяет обслуживать пиковые платежи, - отметила Дарья Николаевская. - Как ни крути, кредитные процедуры в банках стали заметно строже, и многие компании не могут перекредитовываться так легко, как делали это раньше". Что касается зон повышенного риска, по словам эксперта, чем дальше бизнес компании от конечного потребителя, тем сильнее ее финансовое положение подвержено влиянию негативных тенденций в макроэкономике. "Но это не означает, что даже в отраслях, которые мы относим к отраслям повышенного риска, не могут появляться клиенты, способные развивать бизнес, занимая ниши тех, кто покидает рынок", - добавила она.
В отношении итогов года для рынка эксперты настроены пессимистично, ожидая значительного сжатия. По прогнозам, оно может составить 15 - 20%. Нет событий, которые могли бы улучшить конъюнктуру рынка, в то же время четвертый квартал - традиционно высокий сезон в отрасли. Положительно повлиять на объемы рынка также могут точечные сверхкрупные сделки. "Основной задачей у всех факторов будет оставаться риск-менеджмент, борьба за качественных клиентов, за сохранение портфеля и доли рынка", - заключил Виктор Носов.