В российском законодательстве понятие "опцион" имеет широкое логическое значение. Так, согласно Гражданскому кодексу РФ (часть первая) опционный договор - это соглашение, по которому одна сторона на определенных условиях вправе потребовать в установленный срок от другой стороны совершения предусмотренных действий (в том числе уплатить денежные средства, передать или принять имущество). При этом, если управомоченная сторона не заявит требование в указанный срок, то действие такого соглашения прекращается. Опционным договором может быть предусмотрено, что требование считается заявленным при наступлении определенных в нем обстоятельств.
Предметом опционного договора является право на покупку (или продажу) в будущем актива, в том числе ценных бумаг. Предмет опциона не исчерпывается только акциями или иными эмиссионными ценными бумагами: это могут быть и иные активы (например, право аренды). По опционному договору одна сторона обязуется за вознаграждение в установленный срок купить у другой стороны или продать ей определенное количество ценных бумаг, иностранной валюты, иного товара (актива) по установленной цене. Особенностью такого договора является то, что в отличие от предварительного договора он не устанавливает обязанность заключения договора, а лишь является основанием для предоставления права на его заключение. При этом опционный договор может давать право на заключение основного договора как каждой стороне, так и одной из них.
Целью опционного договора зачастую является определенное страхование рисков предпринимательской деятельности в условиях изменения цен на известные виды товаров. В этом случае инвестирование во фьючерсы, прежде всего опционы, позволяет приобретать активы через контракты по действующим, наиболее благоприятным ценам, получая отсрочку платежа.
В то же время в контексте Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" опцион эмитента (компании, выпустившей ценные бумаги для развития и финансирования своей деятельности) - это эмиссионная именная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на покупку в предусмотренный срок и/или при наступлении указанных обстоятельств определенного количества акций эмитента по определенной цене.
Как видно из содержания приведенной нормы, приобретение опциона эмитента дает участнику оборота гарантию того, что он сможет приобрести интересующие его акции или иные эмиссионные ценные бумаги по фиксированной цене в оговоренном количестве в течение определенного периода времени по своему усмотрению. Не имея свободных средств на приобретение ценных бумаг в текущий момент, он при помощи опциона эмитента вправе закрепить за собой возможность покупки в будущем по фиксированной цене, защитив себя от риска колебаний цен на актив.
В развитых странах опционные договоры зачастую применяются как механизмы мотивации ключевых сотрудников компании. Компания и ее работник заключают опционный договор, обещающий ему долю в уставном капитале предприятия (или денежные средства) при наступлении определенных условий. Таким образом, используя правовые конструкции опционного договора, зарубежные фирмы привлекают и удерживают у себя перспективных сотрудников, а также мотивируют ключевой персонал на развитие бизнеса и увеличение стоимости активов.
Однако в компаниях, находящихся в российских юрисдикциях, применение таких опционов не представляется возможным, поскольку нормы по реализации акций (долей) общества работнику законодательно не закреплены.
В этой связи минкомсвязи разработало проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия работников акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в уставном капитале работодателей". Законопроект предусматривает опционные (бонусные) программы для работников хозяйственных обществ и формирование пакета акций (долей), необходимого для реализации опционных программ для работников. Прежде всего законопроект будет полезен для развивающегося российского научно-технического и технологического бизнеса, поскольку сейчас большинство таких российских компаний заключают опционные договоры в иностранных юрисдикциях или используют сложные юридические конструкции, которые в конечном счете не приводят к желаемому результату.
Вместе с тем проект федерального закона имеет и ряд недостатков. Во-первых, опционные программы обычно направлены на мотивирование ключевых сотрудников компании, которые фактически влияют на ее хозяйственную деятельность, на ее развитие и реализацию ее долгосрочных программ (топ-менеджмент, члены совета директоров или наблюдательного совета, члены правления). В связи с этим указание на круг лиц, на которых могут распространяться опционные программы, в том числе привлеченные специалисты, является излишним.
Во-вторых, в проекте не прописан порядок определения круга лиц, с которым работодатель-общество может заключить договор о реализации акций (или долей) общества. Этот порядок следует указать в проекте федерального закона или предоставить возможность обществу самому определять лиц, которым оно может произвести их реализацию.
В-третьих, в рамках опционных программ, как правило, предоставляются незначительные пакеты акций (долей). В этой связи необходимо предусмотреть возможность их исключения при учете голосов в случае необходимости принятия единогласного решения высшим органом управления общества.