"Ознакомительные" встречи начинающих предпринимателей с чиновниками дали неожиданный результат. Беседа очень быстро переросла рамки формальной встречи и вышла предельно откровенной. Выслушав представителей успешного крупного бизнеса, узнав, какой путь привел их на вершину, предприниматели перевели разговор в свою практическую плоскость. И, как заметил Александр Макаров, который был модератором встречи, лично он услышал для себя много нового и многое "взял на карандаш".
- Встреча показала, - говорит он, - что часть информации, например, о предоставлении льгот начинающим предпринимателем, до них просто не доходит. Это и наша проблема, и проблема самих предпринимателей. Такие форумы помогают выявлять подобные узкие места. Нам было крайне важно услышать мнение с "передовой". Где и чего не хватает, на чем акцентировать наше внимание. У молодых людей совершенно другая энергетика, и наша задача - максимально им помогать и подсказать направление движения.
Как показала дискуссия, молодые предприниматели, несмотря на уже имеющийся, пусть и небольшой опыт, иногда слишком оптимистично оценивают свои шансы или не точно расставляют акценты в бизнесе. Например, большой спор зашел, когда заговорили о масштабировании проектов. Как сказал заместитель гендиректора ГК "НМЖК" Михаил Молоканов, не всегда растущий объем выручки - показатель успешности бизнеса. Есть примеры, когда бывает все наоборот. И порой лучше сосредоточиться на каких-то основных направлениях, которые наиболее удались в данном виде бизнеса той или иной фирме.
Александр Макаров, в свою очередь, обратил внимание молодых предпринимателей на то, что прежде, чем выходить на рынок со своим товаром или услугой, нужно определиться, что уже продается и "отсюда уже плясать". А правительство региона будет всячески помогать развивать успешный бизнес.
- Наша задача, - говорит он, - чтобы о нас знали в каждой точке области. Поэтому в каждой райадминистрации есть центр поддержки предпринимательства. Причем, руководителей этих структур мы стараемся выбирать из предпринимательского сообщества, чтобы активный человек мог находить с помощью них общий язык с чиновниками. Помогают в этом и бизнес-инкубаторы.
Сейчас в Нижегородской области 36 процентов трудоспособного населения работает в малом и среднем бизнесе. По России - 26. Тем не менее, говорит Макаров, нужно продвигаться дальше. Развиваться есть куда. Например, это "оборонка", которая все чаще переводит не основные производства на аутсорсинг. Там, по словам министра, "непаханое поле деятельности".
- Сам форум, - говорит министр, - дает очень хорошее настроение и заряд бодрости на долгий период. Я уже слышал мнение молодых предпринимателей, что собираться надо не только летом, но и зимой. И если предпринимательское сообщество нуждается в общении, мы должны идти на это. А в основу всех тренингов мы должны заложить основную идею: "Бизнес нужно сделать модным!". Если бы я был начинающим предпринимателем, я бы обязательно вынес для себя с форума, как и куда двигаться дальше. Я думаю, наши тренеры компетентно расскажут об основных подходах, которые надо применять для развития бизнеса.