Публика радовалась старым знакомым - многие конкурсанты уже не раз выступали перед сотрудниками ООО "Газпром трансгаз Москва" (организатор фестиваля). Так, ансамбль "Наш город" из Острогожска Воронежской области - постоянный гость корпоративных праздников компании. Ему даже устраивали гастроли по филиалам "Газпрома". На этот раз коллектив исполнил композицию Стиви Уандера - и аплодировал зал не только мастерству музыкантов: как выяснилось, "Нашему городу" исполнилось 25 лет.
- Сыграли на "четверку" - ну ничего, ведь и Пугачева слова забывает, - пошутил основатель ансамбля Сергей Шумейко. - Мы играем для собственного удовольствия, выступаем редко - а репетируем дважды в неделю: такое хобби! Только один из нас, клавишник, имеет музыкальное образование. Играем в основном джаз-рок, но экспериментируем и с регги, и с поп-композициями. Ансамбль собрали в 1990 году - тогда художественная самодеятельность на предприятиях была в порядке вещей. От прежнего состава осталось трое, бразды правления мы передали молодым. Причем нередко бывает, что мы сначала берем человека в оркестр или другой любительский коллектив при Острогожском линейном управлении магистральных газопроводов, а потом он трудоустраивается в самом ЛПУМГ. Нам повезло - предприятие содержит на балансе детскую студию с разными бесплатными кружками и зал на 250 мест: не надо арендовать площадку для репетиций и концертов.
Поддержать "Наш город" в Воронеж приехал начальник Острогожского УМГ Сергей Коновалов. Он с гордостью рассказал, что саксофонист ансамбля Виталий Завальский, художник по образованию и оператор газораспределительной станции по роду деятельности, известен среди коллег в России - вручную делает мундштуки и трости (главная часть любого духового инструмента). Импортозамещение идет полным ходом, работы Виталия привлекают джазовых саксофонистов и ценой, и качеством.
Это подтвердил другой участник "Созвездия" - 19-летний Кирилл Палецкий из Тулы. Парень учится на преподавателя английского, а для души занимается в досуговом центре в Пришне, который содержится за счет "Газпром трансгаз Москва".
- Вообще музыке я учусь с раннего детства. Окончил школу по классу фортепиано, потом увлекся джазом и решил освоить саксофон. Первое впечатление - ну все, влип я еще на семь лет, ужас… Потом пошли отчетные концерты, конкурсы, выступления на праздниках, и я понял, что просто люблю свой инструмент и музыку, люблю быть на сцене и играть джаз, - признался Кирилл Палецкий. - С 2011 года участвую в газпромовских фестивалях, "Созвездии" и "Факеле". Здесь отзывчивая публика, мастер-классы бывают по моей тематике (например, с трубачом Семеном Мильштейном). Победы, статусы мне неважны, честно. Мне важно делать музыку. Немного пишу для себя, в основном электронику. Недавно занял второе место на конкурсе ди-джеев… Мы с друзьями больше времени на концертах проводим, чем на занятиях в вузе. В будущем хочу поступить в музучилище на джазовое отделение и полностью посвятить себя этому делу.
В "танцевальных" номинациях участников было немного, но их выступления оказались довольно яркими. Ксения Пряхина из Тулы представила драматичную пластическую версию "Разлуки" Елены Камбуровой. Гибкие, как акробаты, гости из Моршанска (Тамбовская область) Максим Савостин и Екатерина Логина разыграли целый спектакль под песню "Румба" группы "Сплин" - соединив кубинскую страсть с русской меланхолией.
В блоке ВИА было несколько экзотических номеров. Так, группа "Магия" (управление технологического транспорта и спецтехники), "заточенная" под тяжелый рок, выбрала сентиментальный текст на тему Великой Отечественной. Члены ансамбля "Сапфира" (управление эксплуатации зданий и сооружений) - все в черном, с цепями и кожаными аксессуарами - аккомпанировали романтично настроенной солистке в алом бальном платье. "Русский мотив" из Донского ЛПУМГ (Липецкая область) в костюмах, соответствующих своему названию, спел хит Трофима а капелла - как если бы это была традиционная фольклорная мелодия. В подобном ключе решили "Песню Марьи" Высоцкого в ВИА "Лада" (управление эксплуатации зданий и сооружений).
А фолк-группа "Ярохмель" (санаторий "Голубая горка"), напротив, создала на основе казачьей народной песни "Проулочек" забавное эстрадное действо: колготы в сеточку, игривые платки а-ля любезная Солоха, танцы с сюжетом на злобу дня. Серьезный этнографический подход продемонстрировала тульская "Россиянка" - женщины разучили для конкурса пляску ставропольского края "Подуй буйный ветер". Только они ее не плясали, а пели.
Прочувствованно спела о трудной женской доле Людмила Лукьяненко из Белоусовского ЛПУМГ (Калужская область). Александр Певчев из Брянска, также давний участник газпромовской самодеятельности, очень близко к оригиналу исполнил "Александрину" из репертуара "Песняров".
К концу дня публика настолько "разогрелась", что устраивала овации чуть ли не каждому участнику конкурса. И во многом эта теплота была оправданна. Харизматичный Рамазан Селимов из Тулы при всей скупости жестов, характерной для академического вокала, представил арию певца за сценой из оперы "Рафаэль" Аренского так, будто его герой - один из главных.
- К классике я обратился три года назад, когда стал заниматься с Еленой Николаевной Адамовой в Пришне. А так пою абсолютно все - и рок, и эстраду… У меня уже есть среднеспециальное образование - колледж культуры и искусств, эстрадно-джазовое отделение. Теперь хочу поступать в Щукинское училище или ГИТИС. В Туле играю в мюзиклах - была роль Христа в "Иисус Христос суперзвезда", Призрака в "Призраке оперы", причем там брал и "ноту Кэтрин" - ту самую, очень высокую, которую обычно девушкам доверяют. Ну, у меня диапазон четыре с половиной октавы - могу петь и тенором, и женским сопрано, - пояснил Рамазан. - На фестивалях часто бываю, побеждал на "Невских берегах", "Колыбели России", на всероссийской "Студенческой Весне". По-моему, конкурсы ценны тем, что позволяют расти над собой.
Не меньший успех у зрителя имела и обаятельная Рая Мовсисян из Курска. Девушка представляла Россию на "Славянском базаре"-2013 (и завоевала спецприз имени Владимира Мулявина). И в Воронеже показала класс: выбрала подходящую по темпераменту песню (Tamam Ashkhar на слова армянского классика Саят-Новы) и интересную аранжировку, сдержанно и при этом выразительно двигалась.
Теперь слово за судьями.
Марина Полтева, специалист по эстрадно-джазовому пению, главный вокальный педагог музыкального проекта "Один в один" на Первом канале, член жюри II фестиваля "Созвездие":
- Эстрада - это прежде всего энергия, которую ты посылаешь в зал. А если ты весь зажат, зашит в неудобный костюм, и еще поешь вяло, как амеба, то ты смешон. Я считаю, что работу с вокалистом должен начинать психолог - чтобы выяснить, что ты за человек, что тебе ближе, что для тебя неорганично, и соответственно подобрать репертуар, движения и костюм. А когда это все наносное, высосанное из пальца, не имеющее отношения к тебе как к человеку - получается вранье. Красивое или некрасивое. И зритель чувствует, что его обманывают! Главное - четко понимать, кто ты на сцене, о чем ты говоришь. И петь так, чтобы никто из зрителей не мог сказать: "Ой, да я лучше могу!" У нас же половина зрителей поет. Вот Гарик Сукачев выходит, у него энергетика бешеная - с таким не поспоришь.
Справка "РГ"
II фестиваль самодеятельных коллективов и исполнителей "Созвездие" проходит в Воронеже с 24 по 29 августа. На корпоративный смотр ООО "Газпром трансгаз Москва" съехалось более тысячи гостей из 14 регионов Центральной России и стран СНГ. Конкурс охватывает шесть основных направлений сценического искусства, от вокала (народный, эстрадный, классический, джазовый) и хореографии (народная, эстрадная, бальная, классическая) до ВИА и цирка. Среди участников - как сотрудники линейных производственных управлений магистральных газопроводов и их дети, так и ребята, которые занимаются в школах и студиях, поддерживаемых "Газпромом".
Второй конкурсный день фестиваля "Созвездие"