По его словам, многие начинающие предприниматели делают огромную ошибку, не учитывая трех важнейших факторов. Это изучение целевой аудитории, проблема значимости продукта и адекватность имеющихся ресурсов предполагаемому производству услуги или товара.
Как правило, начинающие предприниматели принимаются решать сразу третью задачу, которая кажется им главной и наиболее проблемной. А в результате, когда продукт готов, они получают еще большую проблему, сталкиваясь с реализацией товара. Поэтому, как считает Киселев, начиная бизнес, нужно четко придерживаться именно такого порядка: изучение целевой аудитории - проблема значимости - адекватность ресурсов.
О том, насколько важен первый этап, он показал на примере своей знакомой, которая организовала элитное швейное производство. Совершенно верно определив значимость товара, то есть то, что он будет пользоваться успехом у потребителя, она намеревалась сразу приступить к решению третьей задачи - покупке шоу-рума, в который, как ей казалось, сразу побегут ее клиентки в Москве.
Но, как показало изучение целевой аудитории, она сосредоточена как раз не в столице, а в провинции. Ее клиентки точно не поедут в Москву за вещами, которые производит фирма. Тем более, львиная доля готовых заказов посылается почтой. А покупка шоу-рума сразу бы положила конец перспективному бизнесу. Когда были расставлены все приоритеты, бизнес пошел в гору без больших вложений, а теперь потребовалось строительство не шоу-рума, а швейного цеха, что вполне оправдано экономически.
Эта же история демонстрирует и то, что бизнес может начаться с самых неожиданных идей. Например, элитные леггинсы, которые шила москвичка, как оказалось, не шьют знаменитые бренды, рассчитывая на массового потребителя. А она взялась за эту задачу и оказалась в выигрыше.
Мало того, по словам Киселева, малый бизнес может начаться с банальной кухни. Для этого подразделение НМЖК разработало целую систему поддержки стартапов и вывода их на промышленный уровень. Преимущество таких проектов в "пищевке" в том, что если крупные предприятия ориентированы на широкий покупательский круг, то малые могут работать с ограниченным сегментом этого круга. Это подразумевает небольшие объемы, но также и небольшие затраты на производство.
Например, человек изобрел уникальную рецептуру печенья. Понятно, что он не сможет его продавать, не получив сертификат. А это - достаточно дорого. Но со своим рецептом он может обратиться в акселератор НМЖК, где, если проект окажется перспективным, его за кроткое время могут вырастить до промышленных масштабов.
Если проект покажется экспертам удачным, начинающий предприниматель получит возможность работать в небольшом цеху, полностью оборудованном и сертифицированном в соответствии со всеми нормативами. Таким образом уже реализовала свой проект начинающий предприниматель. Ее детские снеки оказались настолько популярны, что всего через четыре месяца оказались на полках крупных торговых сетей.
Поэтому, как говорит Александр Киселев, "не бойтесь странных идей". Во всем мире крупные компании ищут новые точки роста в стартапах, потому что стартапы - это молодые, амбициозные люди, у которых еще не пропал запал. Они не погрязли в бюрократии, они готовы развиваться. Инвестируя в такие компании, помогая развиваться стартапам, крупный бизнес, в том числе группа компаний "НМЖК", находит новые возможности для развития.
- Рассказывая об этом слушателям форума, - пояснил Александр Киселев, - мы рассчитываем найти подобные любопытные проекты. А форум "Поволжье" - отличная площадка для этого, поскольку собирает инициативных молодых людей. Здесь мы увидели много амбициозных молодых людей со своими проектами, с важными вопросами. А у нас, как у генерального партнера, есть возможность рассказать о проекте, который делает НМЖК - Центре кулинарных стартапов и возможностях, которые у них появляются со стартап-акселератором Mabius.