Как говорят сами предприниматели, взять кредит под стартап в банке начинающему бизнесмену практически невозможно. Это же подтверждают и сами банкиры. Либо придется рисковать квартирой или машиной, которая выступит в качестве залога. Но и в этом случае проценты по кредиту могут в корне убить проект. По словам эксперта в области инвестиционного и управленческого консультирования Константина Пигалова, выходом может быть модный сегодня краудфандинг, когда люди бесплатно инвестируют в понравившийся проект.
Конечно, никто миллионы вкладывать не будет, речь идет о небольших суммах, например, в сотню рублей. Но желающих поддержать проект в России или даже мире может набраться тысячи. Проекты на платформах краудфандинга самые разнообразные - от благотворительных до технологических. Один из самых известных в последнее время, когда группа БИ-2 собирала деньги на новый альбом. Но точно так же можно попытаться собрать деньги и, например, на разработку принципиально новой одежды. Главное, что жертвователи ничего не требуют взамен. Но предприниматель несет ответственность перед платформой, с которой заключен договор на размещение проекта. Если он не будет реализован по каким-то причинам в указанные в договоре сроки, или человек решит сбежать с собранными деньгами, будет нести полную ответственность. Поэтому, предупредил слушателей семинара Константин Пигалов, прежде чем воспользоваться услугами платформы, нужно хорошо подумать и взвесить все плюсы и минусы, а главное убедиться, потянет ли предприниматель проект.
Эксперт подробно рассказал всю цепочку, которую должен пройти соискатель. Начиная с разработки проекта и заканчивая выбором платформы. Их множество как в России, так и за рубежом, и прежде нужно узнать их рейтинг. Кроме того, многие специализируются на чем-то определенном.
В какой-то мере прообразом краудфандинга часто выступают соцсети. На первом этапе можно привлечь деньги друзей и знакомых. Если их не хватит, тогда на помощь, возможно, придет краудфандинг. Но это должен быть проект, который заинтересует как специалистов платформы, так и потенциальных жертвователей. Для этого заявка должна быть составлена соответствующим образом, она может быть и в форме видео-презентации.
Не надо забывать, что платформе за ее услуги придется платить какую-то сумму, и эти расходы тоже придется закладывать в смету.
- Но даже если проект не наберет необходимую сумму, - говорит Константин Пигалов, - краудфандинг сработает за маркетинговую службу. Потому что станет ясно: если он на платформе не получил поддержку, скорее всего, люди в него не верят, и в будущем он не "пойдет".
Семинар вызвал шквал вопросов и серьезно задел аудиторию, что не удивительно. Как говорит участница форума из Кирова Екатерина Чудиновских, на "Поволжье" она привезла проект швейного производства. Сейчас по ее эскизам и под ее контролем три портнихи шьют одежду по индивидуальным заказам. Но бизнес, что называется, "пошел", заказов стало много и она намерена выпускать одежду уже мелкими сериями. Это, естественно, требует вложений. Поэтому она ищет различные возможности привлечения инвестиций в свой проект. В том числе присмотрится и к краудфандингу. Кстати, на форуме она уже нашла новых заказчиков.
- Форум дал мне очень многое, - говорит Екатерина. - Начиная с новых знакомств и заканчивая знаниями, которые доносят очень грамотные эксперты. После этого анализируешь свой проект, видишь все плюсы и минусы. Важно, что многие советы лежат в практической плоскости.