Такую систему наказаний предложено внести в Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с поручениями правительства решено разработать соответствующие нормы закона и поправить Правила дорожного движения.
Тема агрессивного вождения горячо обсуждалась на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, который возглавляет Правительственную комиссию по обеспечению безопасности дорожного движения. Итогом стало поручение разработать соответствующий законопроект.
Напомним, в чем главная проблема в выявлении агрессивного водителя. Чтобы вынести решение в отношении одного лихача, сотрудник ДПС должен его преследовать и выявлять на некотором довольно протяженном участке пути его нарушения. Причем речь идет не о превышении скорости, которое довольно легко фиксируется, а об опасных маневрах, к которым сложно придраться. А вдруг у водителя на пути оказался голубь, жизнь которому он захотел сохранить и поэтому резко затормозил? А вдруг он увидел, что не успевает резко затормозить, чтобы не врезаться в впереди идущую машину и совершил резкое перестроение, чтобы избежать аварии? А соблюдение дистанции - вообще на наших дорогах довольно трудно выявляемое нарушение.
В осеннюю сессию Госдумы поступит после доработки законопроект об агрессивном вождении. Его авторы - депутаты от ЛДПР считают необходимым дополнить КоАП статьей 12.15.1. В ней предлагается наказывать штрафом от 2,5 до 5 тысяч рублей за "умышленное создание опасности для движения и создание условий для причинения вреда участникам движения". Далее раскрывается, что это за опасности и условия: опасное маневрирование, опасное перестроение по полосам, резкое торможение, совершаемое в том числе после ускорения или замедления, опасное приближение к движущейся впереди машине.
Все это должно быть зафиксировано средствами фотовидеосъемки. Возникает вопрос, как доказать умысел в данном случае?
В Правилах дорожного движения про это есть один-единственный пункт: 9.10 Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, и боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
ГАИ после поручения Шувалова подготовило свои предложения по опасному вождению. Предложено дополнить КоАП статьей 12.28.1, устанавливающей административную ответственность за создание опасности для движения при управлении транспортным средством. Наказание за такое нарушение - или предупреждение, или штраф в 500 рублей.
Более суровое наказание предложено за преднамеренное создание опасности на дороге. То есть за то, что водитель подряд совершает несколько опасных нарушений правил. В том числе многократно перестраивается из ряда в ряд, не уступает дорогу машинам со спецсигналами, резко тормозит, не соблюдает безопасной дистанции, не включает поворотники, без повода сигналит. И все это - при интенсивном движении. За такую езду предлагается штраф в 5 тысяч рублей.
Напомним, что в советские годы в Кодексе РСФСР существовало наказание за создание аварийной ситуации. Как пояснил корреспонденту "РГ" сенатор от Карелии Владимир Федоров, возглавлявший ГАИ 12 лет, требования были следующими: создание аварийной ситуации могло быть вызвано беспричинным применением аварийного торможения, маневрированием в опасной близости от другого автомобиля.
За рубежом для выявления подобных нарушителей применяется практика скрытого патрулирования. На хвост лихачу падает машина без опознавательных знаков. Сидящий в ней полицейский включает записывающую аппаратуру, а когда доказательства собраны, включает всю имеющуюся на борту иллюминацию, останавливает нарушителя и предъявляет ему полный пакет доказательств.