Потребитель, как правило, невысокого мнения об их качестве: без вкуса, без запаха, словно пластиковые копии грунтовых овощей. И это при том, что у населения есть значительный спрос на всесезонные овощи. В этом свою роль сыграла мода на здоровое питание. Но могут ли сегодня производители тепличных овощей принять вызов и заменить импорт своей продукцией?
Одним из драйверов развития рынка тепличных овощей в России еще несколько лет назад выступил ретейл. Владельцы крупных торговых сетей в регионах, недовольные "кусачими" ценами на импортные овощи, стали строить свои тепличные комплексы. Так, в 2004 году волгоградский бизнесмен и основатель популярной торговой сети "Радеж" Юрий Сударев начал создавать тепличное хозяйство на базе совхоза "Овощевод", хорошо известного во времена СССР.
Был полностью модернизирован технологический процесс на 10 старых теплицах и построено 5 га новых. И если десять лет назад "Овощевод" был безнадежным совхозом-банкротом, то сейчас он входит в десятку лучших тепличных хозяйств России. Продукцию "Овощевода" можно встретить в магазинах не только Волгограда, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Тулы, Екатеринбурга и других городов.
Успех тепличных хозяйств привлек внимание инвесторов, которые стали активно выдавать кредиты на развитие этой отрасли. Одним из первых в перспективы российского тепличного овощеводства поверил банк ВТБ. С его помощью генеральный директор ГК "Радеж" Юрий Сударев год назад осуществил свой давний замысел - строительство высокотехнологичных теплиц. Так, у "Овощевода" появился новый бренд - "Ботаника". За красивым "зеленым" названием стоит проект на 20 га новых суперсовременных теплиц (в настоящее время построено уже 5 га), в которых овощи выращивают по новейшим технологиям, с применением биометода, а томаты опыляют естественным способом - с помощью шмелей.
Весь процесс максимально автоматизирован. В теплицах установлены датчики, которые фиксируют количество света, полученное растением, и высчитывают время полива и питания. Технология с использованием искусственного освещения ("светокультура") позволяет выращивать овощи даже зимой. Тепличных комплексов с такими возможностями в России пока единицы. "Наши помидоры и огурцы не похожи на "пластиковую" безвкусную продукцию, которую можно видеть в магазинах, особенно в зимнее время, - говорит Юрий Сударев, генеральный директор ГК "Радеж", частью которого является тепличный комплекс "Овощевод". - Покупатели отмечают, что вкус наших овощей, в частности томатов, значительно лучше, чем у привозных". Секрет прост: томаты "Ботаники" дозревают на ветке, а не в лотке - как привезенные из-за границы. А близость к торговым точкам позволяет реализовать овощи в кратчайшие сроки.
У "Ботаники" есть свой логистический центр и даже своя собственная генерация, которая производит и электричество, и тепло, и углекислый газ для растений. Все это помогает существенно снизить затраты на производство. Кроме того, рядом с тепличным комплексом в скором времени появится коттеджный поселок для работников - с детским садом и своими собственными приусадебными участками.
Для реализации первой части мегапроекта потребовались и немалые инвестиции. Банк ВТБ выделил "Овощеводу" 750 млн рублей сроком на 8 лет. "И срок, и ставка, и условия нас устроили полностью", - отметил Юрий Сударев.
Заместитель президента-председателя правления банка ВТБ Михаил Осеевский отмечает: "Одно из направлений АПК, где банк ВТБ имеет большую компетенцию, - это парники. Мы поддерживаем такие проекты в разных регионах страны, и один из самых успешных - компания "Овощевод". Нам нравятся такие технологичные проекты, у них будет хорошая производительность и хорошая эффективность".
Сегодня овощи под брендом "Ботаника" практически не имеют конкурентов на местном рынке. Но и к отмене продовольственного эмбарго Юрий Сударев тоже готов: "Проект "Ботаника" задумывался, когда об эмбарго не было и речи. И мы рассчитывали на возможную конкуренцию с иностранными производителями", - подчеркнул он.
По мнению экспертов, Россия может отказаться от импорта тепличных овощей уже к 2020 году. "Такой прогноз, по моему мнению, весьма оптимистичный, - говорит Юрий Сударев. - Во-первых, для того, чтобы заместить импорт, нужно построить полторы тысячи гектаров теплиц. Во-вторых, от момента проектирования до первого огурца должно пройти как минимум от 2 до 5 лет. Лично мне понадобилось десять, чтобы вникнуть в особенности тепличного хозяйства".
Возможно, амбициозные планы экспертов сельхозотрасли по импортозамещению и сбудутся, но только если рынок тепличных овощей будет хорошо удобрен банковскими инвестициями и государственной поддержкой.