Кроме хозяйственной части планируется, что инвестор будет следить за питанием заключенных и внешней охраной. Заработает частник на дотациях из бюджета на содержание каждого заключенного, дополнительный заработок возможен за счет производства, на котором будут трудиться осужденные. Ну и допуслуги - баня, массаж, спортзал. А вот присмотр за заключенными останется за сотрудниками ФСИН. Член Совета Клуба лидеров Дмитрий Поважный признался "РГБ", что привлечение частных инвестиций в низкоэффективные государственные объекты - актуальный тренд. Однако в случае если частный капитал придет в систему исполнения наказаний, весьма вероятен риск коррупционной составляющей, особенно когда речь идет о льготном пребывании отдельных категорий заключенных. Так можно из тюрьмы сделать не исправительное учреждение, а развлекательно-оздоровительный комплекс. Отдельные функции вполне можно передавать бизнесу, в частности, снабжение, выполнение ремонтных работ и так далее.
Инициативу поддерживает и адвокат Алексей Касаткин: "К идее создания частных тюрем отношусь крайне положительно, в настоящее время условия содержания в российских тюрьмах ужасающие, на что неоднократно обращал внимание национальных властей Европейский суд по правам человека".
Предлагается улучшить жизнь женщин, детей, инвалидов и тех, кто совершил преступление впервые или по неосторожности. Член координационного совета "Деловой России" Сергей Орлов видит в подобного рода инвестициях много схожего с социальными проектами, к которым присматривается бизнес. В частности, участие предпринимателей в ГЧП-проектах по созданию геронтологических центров, студенческих общежитий. Но сейчас для подобных инициатив наступило сложное время. Трудно увидеть перспективы окупаемости инвестиций и спрогнозировать риски, связанные с обязательствами государства.
Скептически к идее отнесся учредитель и генеральный директор "Хомексфарм" Алексей Мартынов: "Под следствие попадает все больше чиновников и "власть имущих", поэтому можно предположить, для чего возникают такие инициативы. Переведение тюрем на самообеспечение породит новые "кормушки" для частного бизнеса. Если бизнес действительно пустят во ФСИН, то потеряется сам смысл "наказания" как такового".
Профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики ИГСУ РАНХиГС Сергей Абрамов категоричен: "Создать справедливый правовой режим применения мер ответственности, исключающий дискриминацию личности, соблюдение социальных и санитарных условий наказания - основная цель государства и общества в части исполнения наказаний. Внедрение частных тюрем вызовет эскалацию коррупции и криминализации пенитенциарной системы".