08.09.2015 00:48
Общество

Ректор: Уровень знаний по вопросам лесного законодательства крайне низок

Текст:  Наталья Барановская
Российская газета - Спецвыпуск: Лесная промышленность №207 (6778)
Лесов в России много, а профессионалов в лесной отрасли крайне мало. Например, только 20 процентов специалистов по охране лесов от пожаров имеют высшее образование, а среди специалистов, работающих в участковых лесничествах, дипломом профильного вуза могут похвастаться лишь 12 процентов. Как преодолеть кадровый кризис в отрасли, "РГ" рассказал ректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (ВИПКЛХ) Анатолий Петров.
Читать на сайте RG.RU

Анатолий Павлович, в чем причины кадрового кризиса в лесной отрасли?

Анатолий Петров: В первую очередь в изменениях законодательства. Лесной кодекс передал основные полномочия в области лесных отношений на исполнение органам государственной власти субъектов РФ, разделил в управлении лесами государственные и предпринимательские функции и возложил ответственность за ведение лесного хозяйства на землях лесного фонда, переданных в аренду, на частный бизнес. Таким образом, был создан новый сегмент на рынке труда в государственном секторе. Он представлен органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ и лесничествами, призванными осуществлять исключительно государственные функции и предоставлять госуслуги, будучи свободными от выполнения каких-либо обязательств по ведению лесного хозяйства.

В этом сегменте работает примерно 40-45 тысяч руководителей и специалистов, при этом получить информацию о фактическом количестве работающих затруднительно по причине отсутствия на федеральном уровне отчетности по кадрам в системе управления лесным хозяйством. Нет также официальной статистики о структуре и квалификации кадров, выполняющих государственные функции и предоставляющих госуслуги в системе лесоуправления.

Кризис кадровой политики усугубляется еще и тем, что только три процента лиц, замещающих должности государственной службы, имеют профильное высшее образование в области менеджмента и администрирования. Тестовый контроль знаний, проводимый нашим институтом, выявляет удручающе низкий уровень знаний слушателей по вопросам лесного законодательства, нормативно-правового регулирования лесных отношений, лесной экономики.

Кроме того, регионы в отсутствии утвержденных на федеральном уровне административных регламентов исполнения переданных им полномочий довольно "свободно", а в ряде случаев, безответственно подошли как к формированию органов управления лесами на региональном уровне, так и укомплектованию их кадрами руководителей и специалистов.

В целом ряде регионов государственное управление лесами в качестве федерального имущества соединено с управлением частной лесной промышленностью. Еще более распространено соединение в органах государственной власти функций госуправления лесами с функциями управления лесохозяйственной деятельностью. Негативные последствия интеграции административных и хозяйственных функций вопреки положениям статьи 83 Лесного кодекса очевидны: они проявляются в росте коррупционной емкости управленческих решений с соответствующим подбором кадров, обеспечивающих реализацию коррупционных рисков в целях собственного обогащения.

Наконец, в стране нет долговременной межведомственной государственной политики в области лесного образования. Практически речь идет о развитии и модернизации лесного образования как о главном пути преодоления кризиса кадровой политики.

Полную версию текста читайте 16 сентября.

Образование