07.09.2015 22:00
Культура

Венеция показала сенсационные истории из жизни

Венеция показывает сенсационные истории из жизни
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №200 (6771)
О значимости фильмов можно судить по эху, ими возбужденному. Киножурналы давно не печатали столь взволнованных рецензий, как на "Франкофонию" Сокурова.
Читать на сайте RG.RU
Амос Гитаи показал Венеции фильм об убийстве Ицхака Рабина

Мысли, брошенные с экрана автором, как он и надеялся, вызывают интенсивные ответные размышления. Рецензии, как и фильм, похожи на философские эссе. Обозреватели сходятся на том, что перед нами непривычно крупное для наших дней произведение искусства. Больше, чем кино. Авторское высказывание, в котором задействованы все средства искусств, от литературы и живописи до кинохроники, от мифологем до парадоксов.

Наблюдения Сокурова над тем, как общий культурный код объединяет нации и делает их толерантными даже в противостоянии, заставили фестивальную прессу обратить внимание и на внутреннее родство с Россией. Гений Сокурова, похоже, сделал то, чего годами не могут добиться политики: снова, как в эпохи Толстого и Чехова, напомнил о принадлежности России к европейской цивилизации. Напомнил об этом мощно, убедительно и горько. И тон в ответ сразу иной - идет разговор на равных. Мудрость рождает ответную мудрость. Когда говорят культуры - пушки захлебываются от бессилия.

В Венеции не поняли документального фильма о путче 1991-го года в России

"Франкофония" лидирует во всех трех рейтингах - международной прессы, итальянских критиков и зрителей. Рядом пока никого - фильмы идут средние, ориентированные более на шок, чем на художественный акт. Таков был и открывший фестиваль "Эверест". Триллер Балтасара Кормакура рассказал о вошедшей в историю катастрофе 1996 года, когда экспедиция на "вершину мира" была поставлена на грань жизни и смерти. Восемь человек попытались штурмовать Эверест и погибли во время снежной бури. За тот сезон со склонов Джомолунгмы не вернулись 15 альпинистов, породив множество версий беды. Одна изложена в книге "Трагические амбиции на Эвересте", написанной участником экспедиции Анатолием Букреевым, - в фильме роль Букреева сыграл исландец Ингвар Эггерт Сигюрдссон, его коллеги по картине - Джейсон Кларк, Джош Бролин, Кира Найтли, Эмили Уотсон и Джейк Джилленхол в роли руководителя отряда Скотта Фишера. Фильм захватывающе зрелищный и трагический... От традиционных "фильмов-катастроф" о трудных, но победных битвах сильных героев со стихиями эта картина отличается уже тем, что следует за ходом реальных событий, а в жизни они не всегда заканчиваются хеппи-эндом. Но этим новаторство фильма исчерпывается, выбран он для жанровой полноты пейзажа. Если предыдущие фильмы-открытия Мостры - "Гравитация" и "Бердмен" - взяли по несколько "Оскаров", то притязания "Эвереста" явно скромнее.

Итальянский "Большой всплеск" Венеция встретила свистом

С выходом ранее щекотливых тем в легальное поле кинотворцы устремились к историям необычных судеб, чаще спекулируя на сексуальной экзотике. Конкурсный фильм Тома Хупера "Девушка из Дании" слишком серьезен для спекуляций, но слишком надрывен для большого фестивального кино. История душераздирающа и тоже не придумана, - история первого в мире мужчины, сменившего пол. Датский художник Эйнар Вегенер был женат на художнице Герде Готлиб. Как-то к Герде не пришла натурщица, и она попросила супруга ее заменить, позируя в женском белье. И тот открыл в себе тайную тягу к трансвестизму. И постепенно уверовал, что бог создал его женщиной, а все лишнее - род недуга, который нужно излечить. Эйнар стал появляться в обществе под именем Лили, отвечал на ухаживания мужчин, его стали бить на улицах, и это погрузило его в отчаяние. Встреча с хирургом, который разрабатывал технологии операций по перемене пола, привела к рискованным экспериментам, и в ходе последнего Лили не стало. Но она вошла в анналы как первый субъект, пошедшей на этот риск.

Ясно, что для большого кино такая судьба неподъемна в силу неизбежной физиологичности сюжета. На роль Лили выбран Эдди Редмэйн - после "Вселенной Стивена Хокинга" ему везет на роли людей необычных. Но свою Лили актер играет на одном прищуре и трех гримасках, через четверть часа это приедается. Его Эйнар-Лили не обладает обаянием, даже отрицательным - что для героя большого фильма было бы крайне желательно.

После оскароносной картины "Король говорит" Том Хупер зарекомендовал себя крепким профи; он им остался и в "Датской девушке". А поскольку герои картины принадлежат к миру художников, режиссер троекратно оправдает название киностудии Pretty Pictures, компенсировав актерские прорехи необыкновенно красивыми пейзажами природы и городов Дании.

Кадры из фильма "Эверест"
Мировое кино